Скорость русского фотона

Русский бизнес
Москва, 07.07.2008
Аутсорсинг — помеха для хайтек-компании. Динамичный рост на рынке высокотехнологичной продукции возможен, если у вас в руках все: элементная база, технологии, оборудование. Только тогда получается делать все быстро и дешево, считает Валентин Гапонцев, глава и основатель одного из мировых лидеров в производстве лазерного оборудования — корпорации IPG

Его бизнес уже около пяти лет растет как на дрожжах. Тридцать-сорок процентов в год. В 2006 году компания успешно вышла на биржу NASDAQ — ее капитализация теперь близка к миллиарду долларов. И это не какой-то там пузырь дотком, а прибыльная русская промышленная корпорация, к сожалению, волею судеб ставшая американской. Полтора года назад компания вошла в тройку ведущих производителей лазеров для обработки материалов и, по всей видимости, такими темпами очень скоро достигнет лидерства на многомиллиардном рынке лазерных установок.

IPG Photonics, зарегистрированная в американском городке Оксфорд, на самом деле зародилась в 1991 году в России, в подмосковном городе Фрязино, где расположена базовая компания этой корпорации — НТО «ИРЭ-Полюс». Несмотря на транснациональный характер бизнеса, 80% работающих в IPG — русские и русскоязычные. Контроль над компанией и ее патенты находятся в руках российских ученых и инженеров. Пакет в 45% акций IPG принадлежит основателю компании Валентину Гапонцеву, бывшему заведующему лабораторией Института радиотехники и электроники РАН (еще 5% акций — в руках его сына Дениса Гапонцева). В Германии и США об IPG хорошо знают, правда, там недолюбливают русских выскочек-конкурентов. У нас же, к сожалению, о корпорации практически ничего не известно. Отчасти потому, что активное продвижение своей продукции лазерщики начали здесь не так давно, да и особого спроса на их продукцию до поры до времени у нас не было.

Валентину Гапонцеву 69 лет. Большую часть жизни он проработал в советской академической среде. Но, несмотря на такой бэкграунд, сумел стать капиталистическим магнатом да еще утереть всем нос, показывая чудеса экономического роста. Его компания была создана практически с нуля, росла органически, без каких-либо заимствований, поглощений, приобретений, без партнеров и инвестиционной поддержки государства и частных источников, в условиях исключительно жесткого, часто откровенно враждебного окружения.

Этим интервью мы начинаем серию публикаций-кейсов в рамках проекта изучения проблем «газелей» — российских быстрорастущих предприятий малого и среднего бизнеса. Мы считаем, что страна должна знать своих героев. Медиахолдинг «Эксперт» создает коммуникационно-дискуссионную площадку (форум «Русские “газели”») и начинает пропагандировать явление «газелей», где такие компании смогут заявить о себе, раскрыть секреты быстрого роста, изложить свой взгляд на основные параметры экономической политики, которая была бы благоприятна для ведения быстрого и эффективного бизнеса в стране.

И все-таки мы русские

— К сожалению, компания IPG не российская и не попала в список «газелей», составленный «Экспертом» и опубликованный в десятом номере журнала за текущий год. Но все равно нам очень отрадно узнать, что русские смогли добиться успеха в высокотехнологичной отрасли, создали компанию, которая успешно конкурирует с западными грандами и при этом поддерживает высокие темпы роста. Хотим узнать у вас рецепт…

— Готов поделиться. Но, во-первых, я хо

У партнеров

    «Эксперт»
    №27 (616) 7 июля 2008
    Глобальный кризис
    Содержание:
    Больше правильных денег

    Нынешний мировой экономический кризис предоставляет России неплохую возможность для повышения качества ее экономической структуры

    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама