Орган для ответственного управления

Александр Попов
22 сентября 2008, 00:00

В Красноярском крае впервые создан кабинет министров, который займется решением задач социально-экономического развития объединенного региона

В Красноярском крае приступило к работе правительство. Раньше такой структуры в самом крупном по площади сибирском регионе не было, а функции кабинета министров, по сути, выполнял совет администрации края. Но в связи с объединением с Таймыром и Эвенкией встал вопрос о новой конфигурации власти, и с июля в Красноярском крае заработали высший орган исполнительной власти во главе с премьер-министром и администрация губернатора, которую возглавил первый заместитель губернатора Василий Кузубов. По оценке аналитиков, такая система власти позволит главе региона сосредоточиться на стратегических, политических и кадровых вопросах, а кабинету министров — заниматься текущим социально-экономическим развитием региона.

О задачах нового правительства рассказывает премьер-министр Красноярского края Александр Новак.

 

— Зачем была проведена реформа структуры управления регионом и создано правительство, которое возглавляет не губернатор?

— Изменение системы управления краем логично завершило процесс объединения региона с Таймыром и Эвенкией. Был принят новый устав, разработана вся необходимая нормативно-правовая база и создана новая модель исполнительной власти, цель которой — повысить эффективность управления краем, статус его органов власти как на региональном, так и на федеральном уровне. Красноярский край давно был готов к тому, чтобы иметь свое правительство, а сегодня этого требует ситуация. Масштабные проекты, которые сейчас реализуются в нашем регионе, сильная позиция одного из крупнейших и экономически развитых субъектов страны — все это требует оперативности в принятии решений, более четкого разграничения полномочий и повышения ответственности органов власти. Поэтому по инициативе губернатора Александра Хлопонина, поддержанной депутатами законодательного собрания края, и была проведена реформа администрации.

Сегодня губернатор может сосредоточиться на стратегических задачах, на работе с федеральными органами и другими регионами, зная, что оперативное управление территорией возложено на председателя правительства, который несет ответственность перед ним и населением за всю текущую работу. Губернатор при этом является не надстройкой над исполнительной властью, а высшим должностным лицом региона, полностью контролирующим все процессы.

Кроме того, по поручению Александра Хлопонина в правительстве сформированы зоны системной ответственности руководителей. Каждый министр отвечает за свою отрасль. Это помогает преодолеть размытость компетенции, а также избежать пересечения сфер ответственности, что было раньше характерно для работы наших департаментов, агентств, служб и управлений.

Мы готовы работать на результат и перейти от разработки проектов и программ развития к их полноценной реализации, то есть качественно выполнить задачу, поставленную губернатором.

— На первом заседании правительства губернатор Хлопонин говорил о трех главных задачах — привлечении инвестиций, развитии инфраструктуры, социальном развитии края. Давайте начнем с инвестиций.

— Сегодня можно констатировать, что Красноярский край добился достаточно серьезных успехов в работе над крупными инвестпроектами. Сейчас в регионе насчитывается более двадцати наиболее перспективных инвестиционных программ. Вот лишь некоторые из них: месторождения Ванкорской и Юрубчено-Тохомской группы осваивает «Роснефть», Сузунское и Тагульское газонефтяные месторождения — ТНК-ВР, Куюмбинское месторождение — «Славнефть», строительство Эвенкийской, Нижне-Курейской и Мотыгинской ГЭС — «Русгидро»; кроме того, также осуществляется развитие природного парка «Ергаки», реализация проектов в рамках второй очереди инвестпроекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья», освоение медно-никелевых месторождений Кингашского рудного узла, которое ведет ГМК «Норильский никель».

Кстати, последний из названных мною проектов, предусматривающий строительство горнообогатительного комбината в Саянском районе с общим объемом инвестиций более 40 миллиардов рублей, позволит сформировать крупнейший минерально-сырьевой центр мирового уровня с ежегодным производством никеля не менее 100 тысяч тонн, меди — 50 тысяч тонн, благородных металлов — от 10 до 15 тонн. Этот проект — пример государственно-частного партнерства, недавно мы поддержали его на заседании инвестиционного совета правительства края. По нашим оценкам, в будущем на юге нашего региона может быть создано производство, сопоставимое по своему значению с Заполярным филиалом «Норникеля». Стратегия развития края на долгосрочную перспективу заключается в освоении разведанных месторождений полезных ископаемых, природных и гидроэнергетических ресурсов, формировании развитой транспортной инфраструктуры и создании на принципах государственно-частного партнерства промышленных районов с глубокой переработкой добываемого сырья, ориентированных на выпуск высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции для внутреннего и внешнего рынка. Это позволит не только существенно нарастить экономическую базу края, но и диверсифицировать региональную экономику.

— Чем, на ваш взгляд, Красноярский край привлекает инвесторов?

— Одним из преимуществ Красноярского края является прогрессивная законодательная база инвестиционной деятельности, что во многом определяет привлекательность территории для частного капитала — у нас действует единая система государственной поддержки инвестиционной деятельности, утвержденная нормативно-правовыми актами.

Серьезным механизмом активизации и стимулирования инвестиционной деятельности со стороны края является также привлечение средств федерального бюджета. В частности, мы участвуем в федеральной целевой программе и федеральной адресной инвестиционной программе, привлекаем средства Инвестиционного фонда России и Банка развития. На реализацию проекта комплексного освоения Нижнего Приангарья, в частности, край получит около 34 миллиардов рублей. Мы участвуем также в различных конкурсах на получение финансирования — в 2005 году проект Красноярского края по созданию венчурного фонда получил федеральное софинансирование в сумме 30 миллионов рублей, а в 2008 году мы победили в конкурсе на создание особой портовой зоны и получим почти 25 миллиардов рублей.

— Как идет реализация самого масштабного проекта — Приангарского, есть ли трудности?

— Я напомню, что в настоящее время реализуется первый этап программы развития Приангарья, так называемое Богучанское энергометаллургическое объединение (БЭМО), стартовавший два года назад и планируемый к завершению в 2015 году. В рамках проекта будет достроена Богучанская ГЭС, появятся алюминиевый завод, лесоперерабатывающий комплекс, транспортная и энергетическая инфраструктура. Общий объем инвестиций в проект — более 222 миллиардов рублей. В результате реализации проекта после 2015 года объем дополнительных налоговых платежей в бюджет Красноярского края составит 12 миллиардов рублей в год, будет создано более 30 тысяч новых рабочих мест.

Освоение Нижнего Приангарья — это самый масштабный инвестиционный проект, реализуемый в России с использованием механизма государственно-частного партнерства. И безусловно, программа такого масштаба, имеющая общегосударственное значение, не может не вызывать трудностей в реализации. Основная проблема, с которой правительство Красноярского края сталкивалось до недавнего времени, — отсутствие четкого механизма финансирования за счет средств Инвестфонда. Только в конце 2007 года этот вопрос решился, и деньги в край поступили. Но из-за позднего открытия финансирования многие мероприятия по строительству и реконструкции дороги Канск—Абан—Богучаны—Кодинск, строительству мостового перехода через Ангару и по подготовке к затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС пришлось проводить уже в 2008 году.

Осложняло ситуацию и то, что расчет по проекту «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» был произведен в ценах 2005 года, поэтому требуются актуализация и утверждение объемов инвестиций с учетом индексов-дефляторов. Периодические изменения федерального законодательства, из-за которых мы вынуждены переделывать разрешительные документы, тоже не способствуют ускорению реализации проекта.

Еще одна проблема — отсутствие решения на федеральном уровне об изъятии земель для государственных нужд, что напрямую связано с процедурой переселения граждан из зоны затопления Богучанской ГЭС и возмещения им ущерба. Для урегулирования этого вопроса в октябре 2007 года нам пришлось принять закон Красноярского края «Об условиях и порядке предоставления жилых помещений гражданам, подлежащим переселению из зоны затопления Богучанской ГЭС». В этом году ситуация с проектом гораздо лучше. Есть уверенность, что процент освоения средств на строительство инфраструктурных объектов будет высоким.

В целом же в рамках реализации краевых целевых программ и краевой адресной инвестиционной программы мы тратим огромные средства на инфраструктуру, без которой объекты инвесторов не смогут функционировать. Активно внедряем новые формы и методы партнерства государства и бизнеса. Серьезное внимание уделяем позиционированию края и инвестпроектов региона на крупных международных и российских экономических и инвестиционных форумах, национальных выставках за рубежом.

Кроме того, в крае налажена системная работа с крупными естественными монополиями в части формирования их перспективных финансовых планов, инвестиционных программ и работ по реализации проектов на территории края в долгосрочной перспективе. Благодаря этому экономика региона развивается не параллельно планам инвесторов, а с их учетом. У бизнеса, в свою очередь, есть понимание того, что руководство региона считает приоритетным и куда будут направляться краевые средства.

Все это дает свои результаты, и в последние годы Красноярский край занимает лидирующие позиции среди других территорий по объему привлеченных инвестиций. Краевое правительство, безусловно, продолжит эту работу, чтобы сохранить существующую динамику. Сегодня мы анализируем инструменты и механизмы инвестиционной деятельности в других регионах страны, а также используемые в мировой практике, чтобы расширить перечень мер государственной поддержки для усиления активности инвесторов.

— По второй задаче — какие конкретные инфраструктурные проекты планируется реализовать?

— Мы, безусловно, ставим задачу устранения инфраструктурных ограничений. Прежде всего путем развития транспортной и энергетической инфраструктуры в районах реализации крупных инвестиционных проектов. Сегодня в крае существует семь зон опережающего развития, к которым относятся Нижнее Приангарье, Красноярская агломерация, Эвенкийский энергетический узел, Ванкорские нефтегазовые месторождения, рудный узел юга края, Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс и природный парк «Ергаки». Стимулирование этих зон приведет к развитию экономики и инфраструктуры не только тех районов, в которых расположены объекты, но и прилегающих территорий, а также в целом значительно повысит уровень экономической активности муниципальных образований края.

Если называть конкретные инфраструктурные проекты на территории края, то к крупнейшим из них относятся, естественно, Красноярский международный авиатранспортный узел и портовая особая экономическая зона, строительство железнодорожной линии Кызыл—Курагино, строительство и реконструкция автомобильной дороги Канск—Абан—Богучаны—Кодинск, Железногорская ТЭЦ, энергоблок № 3 на Березовской ГРЭС-1 и первый энергоблок на Красноярской ТЭЦ-3, четвертый автомобильный мост через Енисей, модернизация участков Красноярской железной дороги (реконструкция железнодорожного полотна, строительство новых путей и ЛЭП. — «Эксперт»), и в перспективе — строительство Северо-Сибирской железнодорожной магистрали. И в этот же ряд я бы поставил развитие транспортной инфраструктуры в районах края: в ближайшие три года расходы на ремонт, строительство и содержание автомобильных дорог составят 21 миллиард рублей. Такой объем средств красноярские дорожники получат впервые.

— О социальном развитии — что планируется изменить в этой сфере?

— Самая важная задача, поставленная губернатором, осталась прежней: улучшение качества жизни населения. Однако движение к этой цели должно постепенно менять траекторию: не отказываясь от принципов социальной защиты, поскольку в них нуждаются определенные категории населения, перейти к социальному развитию. Под этим мы подразумеваем инвестиции в сферу здравоохранения, образования, культуру, спорт, причем не только государственные. Они направлены на улучшение качества социальных услуг, повышение их доступности для жителей края.

Говоря о качестве услуг, очень важно сегодня, как бы тривиально это ни звучало, повысить культуру обслуживания.

Федеральной и краевой властью за последние годы очень много сделано для укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения, образования. Но люди имеют дело в первую очередь с людьми, и именно по уровню обслуживания, по бытовым условиям они судят о качестве услуг. Это направление менее затратно, но дорогого стоит.

Более подробно хотел бы остановиться на отрасли здравоохранения, бюджет которой в ближайшие три года составит почти 100 миллиардов рублей. Особое внимание будет уделено внедрению высокотехнологичных видов медицинской помощи, в первую очередь хирургическому лечению сердечно-сосудистых заболеваний. Раньше такая помощь оказывалась только в федеральных клиниках за пределами края, но в последние годы эту ситуацию удалось кардинально изменить. В 2007 году была принята краевая программа, в рамках которой приобретаются расходные материалы для проведения высокотехнологичных операций. В декабре 2008 года в Красноярске будет введен в эксплуатацию федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии, в 2009 году начнут активно работать региональный и первичные центры сосудистой хирургии (для лечения и реабилитации инсультных больных).

За счет ежегодного увеличения объемов медицинской помощи в краевых и муниципальных учреждениях, а также в федеральных клиниках к концу 2008 года каждому второму жителю края дорогостоящая помощь будет оказываться бесплатно. А к концу 2010 года бесплатной высокотехнологичной медицинской помощью будут обеспечены все нуждающиеся в ней красноярцы.

Кроме того, в сентябре в рамках краевой программы «Демография» за 18 миллионов рублей была приобретена новейшая система инактивации вирусов в плазме крови для краевого Центра крови. Она необходима для полного обеззараживания крови. Сегодня не многие регионы имеют такую технику. В будущем году начнется строительство краевого перинатального и краевого онкологического центров.

В отрасли образования среди приоритетных задач, поставленных перед правительством края, я бы выделил создание современных безопасных и комфортных условий во всех детских образовательных учреждениях нашего региона, увеличение охвата детей системой дошкольного образования, создание краевой системы оценки качества образования и так далее. Все эти направления имеют конкретное наполнение в трехлетней программе развития отрасли и подкреплены финансированием.

Большая проблема социальной сферы — квалифицированные кадры. Сегодня кадровый дефицит ощущается практически по всем направлениям, особенно в малых городах и поселениях края. Даже если нет проблемы с покупкой дорогостоящего оборудования в больницу, часто возникает проблема с человеком, который сможет на нем работать. Особенно перспективные поселения нужно поддерживать, решая вопрос кадров комплексно, подключая краевые жилищные программы, программу переселения соотечественников. А если по разным причинам в конкретном населенном пункте невозможно предоставить качественную социальную услугу, необходимо обеспечить людям возможность быстро добраться туда, где такая услуга будет им предоставлена. И речь не только о школах и поликлиниках, но и о театрах, музеях, стадионах.

Что касается спорта, то его развитие ведется в двух направлениях: профессиональный и массовый. Внимание к первому край сумел продемонстрировать на Пекинской олимпиаде — красноярские спортсмены открыли «золотую» копилку российской сборной, трое из четверых привезли из Пекина золотые медали. И это еще один стимул для развития спорта массового. Строительство детских спортивных площадок и школ — приоритетное направление — идет по всему краю.

Молодежная политика строится на формировании проектного мышления. Внимание и поддержку краевой власти получают именно проекты, придуманные молодыми. Второй год в крае работает летний лагерь инициативной молодежи «Бирюса», ширятся и крепнут студенческие строительные отряды, активно работает молодежное представительство в Гражданской ассамблее. Но самое главное — молодые сами начинают работать с молодыми, то есть государственная поддержка инициативных начинает давать уникальные плоды.

Александру Новаку 37 лет. Он окончил Норильский индустриальный институт по специальности «инженер-экономист», после чего работал в структурах «Норникеля». В 1995 году стал начальником финансового бюро Надеждинского металлургического завода, через два года возглавил отдел расчетных операций, а затем — управление налогового планирования норильского комбината. Потом работал начальником управления организации труда и заработной платы Заполярного филиала ОАО «Норильская горная компания». В мае 2000 года Новак стал вице-мэром Норильска по финансово-экономическим вопросам, а вскоре — первым вице-мэром. После избрания Александра Хлопонина губернатором Красноярского края Новак перешел на должность заместителя губернатора по финансам, а в прошлом году стал первым вице-губернатором.

У председателя правительства Красноярского края три заместителя. На эти должности назначены вице-губернаторы Эдхам Акбулатов (в его ведении вопросы промышленности и экономического развития территорий края), Анатолий Тихонов (внешнеэкономические связи региона и крупные инвестиционные проекты) и Ольга Карлова (в ее ведении будут социальные вопросы). В структуре правительства создано 14 министерств, во главе которых встали чиновники, курировавшие аналогичные структуры в совете администрации края: Николай Глушков стал министром строительства и архитектуры, Андрей Гнездилов — министром природных ресурсов и лесного комплекса, Михаил Котюков — министром финансов, а Денис Пашков — министром промышленности и энергетики. Среди 14 министров семеро — это новые для краевой исполнительной власти люди, ранее работавшие в муниципалитетах, федеральных органах и соседних регионах.