Всплывет ли «Русалка» в Голливуде?

Культура
Москва, 29.09.2008
«Эксперт» №38 (627)

Российский «оскаровский» комитет выбрал картину, которая будет выдвинута от нашей страны на соискание премии «Оскар» в номинации «лучший фильм на иностранном языке»: эта ответственность возложена на «Русалку», вторую режиссерскую работу Анны Меликян.

Выбор молодого и «нераскрученного» постановщика удивил даже многих поклонников ленты. Тем не менее на сей раз решение комитета продиктовано очевидной логикой. В этом году ни один из былых российских лауреатов или номинантов «Оскара» нового фильма не снял (кстати, все они — Никита Михалков, Владимир Меньшов, Сергей Бодров — входят в состав комитета), так что прошлогоднего успеха, когда в пятерку финалистов попали и «12», и «Монгол», в любом случае повторить бы не удалось. Пришлось выбирать из фильмов, прозвучавших на европейских фестивалях (хотя выбор их отборщиков редко совпадает с пристрастиями американских киноакадемиков).

«Бумажный солдат» и «Дикое поле», только что прогремевшие в Венеции, не успевают по срокам: по правилам фильм должен на момент выдвижения уже пройти в отечественном прокате. Три каннских дебюта («Тюльпан», «Шультес», «Все умрут, а я останусь») — слишком экспериментальные и неочевидные картины не только для американцев, но даже для наших «оскаровских» комитетчиков. Сложнее с «Пленным» Алексея Учителя и «Александрой» Александра Сокурова, двумя яркими и глубокими фильмами, сделанными большими мастерами авторского кино. «Пленный» к тому же получил в Карловых Варах приз за режиссуру, а «Александра» участвовала год назад в каннском конкурсе. Но Сокурову Американская академия уже однажды отказывала (правда, по формальным причинам: «Молох» был снят на немецком, а не на русском языке), а «Пленный», несмотря на многочисленные сравнения с «Горбатой горой», может показаться слишком изысканным для «оскаровских» экспертов. Да и чеченская тема год назад не принесла премии даже Михалкову, куда более близкому к формальным голливудским стандартам.

У «Русалки» несколько преимуществ. Во-первых, этот фильм за минувший год был отмечен и в Европе (приз ФИПРЕССИ в Берлине, приз «Форума независимых» в Карловых Варах), и в Штатах — на «Санденсе» Анна Меликян награждена как лучший режиссер международного конкурса. Такое на престижнейшем фестивале независимого кино с российской лентой случилось впервые. Причем международные эксперты ценят в картине именно режиссуру, а не только обаяние исполнительницы главной роли Маши Шалаевой (на родине, в Сочи и на «Нике», предпочитали премировать не фильм как таковой, а именно эту хулиганистую блондинку). Во-вторых, после «Санденса» у «Русалки» появился американский дистрибутор, который может лоббировать картину в Голливуде. В-третьих, в этой ленте заокеанского зрителя ждет не только сюжет, давно знакомый по диснеевскому мультфильму (а вовсе не по сказке Андерсена), но и более или менее близкий к правдивому портрет современной России — а этого американцы не видели давным-давно. Сегодня же интерес к нашей стране просыпается вновь — пускай и как к потенциальному противник

Новости партнеров

«Эксперт»
№38 (627) 29 сентября 2008
Кризис
Содержание:
Второе дно бесплатно

Проблемы в российской экономике только начинаются, уверены предприниматели

Наука и технологии
На улице Правды
Реклама