Страхование на экспорт

Ирина Велиева
27 октября 2008, 00:00

Страхование экспортных кредитов может стать действенным инструментом диверсификации российского экспорта, прежде всего за счет реализации потенциала атомной промышленности и ОПК

Низкая диверсификация российского экспорта — одна из наиболее острых проблем российской экономики. По данным Федеральной таможенной службы, за 2007 год более 67% отечественного экспорта в страны дальнего зарубежья приходилось на топливно-энергетический сектор (см. график 1). На втором месте шла металлургия, занимающая порядка 14% на том же направлении. От того, насколько быстро и эффективно будет решена проблема повышения доли продукции высокотехнологичных отраслей в общем объеме экспорта, напрямую зависит глобальная конкурентоспособность России.

Рассуждая о необходимости стимулирования экспорта других отраслей, важно помнить о том, что выигрыш в мировой конкуренции наши предприятия могут получать не только за счет высокого качества производимой продукции, но и за счет более выгодных условий поставки (в частности, предоставления длительной отсрочки платежа и более удобных условий по оплате). При этом если первое условие обеспечения конкурентных преимуществ (качество продукции) требует последовательных и масштабных инвестиций в НИОКР, совершенствования технологий, то второе условие (параметры контрактов) может быть обеспечено уже сейчас. Механизмы, позволяющие экспортерам-поставщикам предложить своим клиентам более удобные и выгодные схемы оплаты, широко используются в развитых странах. Как показал мировой опыт, одним из самых действенных механизмов подобного рода является страхование кредитных рисков экспортера. Кредитное страхование позволяет покрыть не только коммерческие, но и политические риски, что особенно важно при работе с импортерами из стран с нестабильной политической ситуацией.

Понимая важность страхования экспортных кредитов, наши ближайшие соседи (в частности, Казахстан) уже реализовали подобные механизмы у себя. России только предстоит построить собственную модель страхования экспортных кредитов, и эффективность нашей модели напрямую зависит от того, насколько полно будут учтены мировой опыт и особенности нашей национальной экономики.

Защита в лучших традициях

«Правила работы ведущих мировых экспортных кредитных агентств (ЭКА) находятся в жесткой увязке с целями их деятельности, — рассказывает Михаил Карякин, начальник управления страхования кредитных рисков ОАО “КапиталЪ Страхование”. — А основная цель, на самом деле, у всех ЭКА одна — поддержать с помощью страховых или кредитных инструментов национальный экспорт. Причем не просто поддержать экспорт, а поддержать тот, который тяжело развивается. Имеется в виду экспорт не зерна, нефти или газа, а экспорт высокотехнологичных товаров и услуг, которые не продаются легко на мировом рынке. Это те случаи, где зачастую требуются специальные условия кредитования покупателей (многолетняя отсрочка платежа), которые производители, частные или государственные, не могут позволить себе предоставить покупателям без господдержки в виде страхования».

Международный опыт позволяет выделить две традиции страхования экспортных кредитов: западноевропейскую и североамериканскую. Страховые механизмы в Европе имеют более богатую историю. Именно здесь ведут свою деятельность лидеры мирового кредитного страхования: французский Coface и немецкий Euler-Hermes. Являясь частными компаниями, деятельность по страхованию национального экспорта они осуществляют от имени государства и за государственный счет. Предметом страхования в основном выступают крупные контракты в стратегически важных с точки зрения экспорта отраслях экономики. В Северной Америке активно действуют два экспортно-импортных агентства: американский Eximbank и канадское агентство EDC. Обе структуры принадлежат правительствам. При этом Eximbank практически полностью финансируется за счет средств государственного бюджета, в то время как канадцы работают на самоокупаемости. В Канаде государство дало лишь первоначальный толчок развитию страхования в форме выделения средств, направленных в акционерный капитал агентства. Интересно, что североамериканский опыт страхования экспортных кредитов основан преимущественно на работе с компаниями малого и среднего бизнеса — именно их экспортные контракты выступают основными объектами страхования.

Во всех вариантах организации страхования экспортных кредитов государство принимает активное участие в регулировании деятельности агентств, в том числе и в виде регламентирования страховых сеток: зачастую устанавливаются свои тарифы и сроки для страхования поставок продукции определенной отрасли в определенную страну. Такая практика дает возможность мягкого регулирования экспортных потоков без излишнего административного давления на агентства и национальных производителей.

Тонкая перенастройка

В России в соответствии с Федеральным законом «О банке развития» в настоящее время функция страхования экспортных кредитов уже закреплена за государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Внешэкономбанк при разработке стратегии развития данного вида страхования будет руководствоваться кругом приоритетных отраслей, указанных в Меморандуме о финансовой политике. Согласно этому документу в сферу интересов банка попадают следующие отрасли:

  1. авиастроение и ракетно-космический комплекс;
  2. судостроение;
  3. электронная промышленность;
  4. атомная промышленность, в том числе атомная энергетика;
  5. транспортное, специальное и энергетическое машиностроение;
  6. металлургия (производство специальных сталей);
  7. деревообрабатывающая промышленность;
  8. оборонно-промышленный комплекс.

Является ли этот список исчерпывающим, а сама идея организации страхования рисков экспортеров на базе государственного института — плодотворной? По нашему мнению, да: в случае активного развития этого направления уже в среднесрочной перспективе можно будет получить значимые результаты по диверсификации экспорта.

Не стоит, однако, забывать, что отрасли, подлежащие поддержке в соответствии с Меморандумом о финансовой политике, достаточно разнородны с точки зрения их экспортных потенциалов. Так, на данный момент оборонно-промышленный комплекс, атомное машиностроение и атомная энергетика в целом стабильно экспортируют свою продукцию на многие миллиарды долларов. В то же время, например, гражданское судостроение и электронная промышленность в этом отношении развиты крайне слабо. Стимулирование внутри каждой из отраслей должно проходить в рамках соответствующих стратегий развития, принятых или же как-то иначе сформулированных профильными министерствами.

В каких отраслях страхование как механизм стимулирования экспорта может оказаться наиболее результативным? Учитывая параметры и особенности механизма страхования экспорта, можно отметить три основных условия его эффективности в России. Во-первых, отрасль, где применяются подобные страховые механизмы, должна заниматься производством высокотехнологичной продукции, причем дискретным, а не поточным. Именно в таких случаях возникает необходимость заключения долгосрочных контрактов с отсрочкой платежа. Во-вторых, отрасль должна характеризоваться жесткой конкуренцией экспортеров на мировых рынках. Наконец, высокий спрос на продукцию отрасли должны предъявлять потребители, находящиеся в странах с высокими политическими и коммерческими рисками.

С этой точки зрения наиболее перспективными отраслями, которым может быть оказана страховая поддержка, выступают оборонно-промышленный комплекс и атомная промышленность (см. таблицу 1). Среди отдельных перспективных отраслевых проектов мы отметили бы в авиастроении «Сухой Суперджет 100», в спецметаллургии проекты строительства мини-заводов на базе дуговых сталеплавильных печей с высочайшей «гибкостью» сортамента. В энергетическом машиностроении главный проект — масштабная программа реконструкции и строительства новых энергомощностей в рамках Энергетической стратегии России на период до 2020 года. Однако, учитывая ориентацию этого проекта на внутренний рынок, существенных подвижек с внедрением страхования экспортных кредитов, вероятнее всего, не будет. В рамках оборонно-промышленного комплекса был декларирован переход на долгосрочные контракты — на три года и более. Возможно, экспортное страхование в этих условиях сыграет свою роль. В целом ориентация страхования экспортных кредитов именно на выделяемые самим государством «продуктовые драйверы роста» внутри каждой из отраслей позволит достичь хороших результатов.

Впрочем, надо отметить важную особенность списка приоритетных отраслей, отраженных в меморандуме: практически во всех, за исключением разве что деревообрабатывающей промышленности, идет, близка к завершению или предполагается консолидация наиболее перспективных активов в рамках государственных корпораций. Уже созданы объединенные авиастроительная и судостроительная корпорации и Росатом. Идет консолидация активов в энергомашиностроении, производстве специальных сталей, оборонном комплексе в рамках Ростехнологий. В электронной промышленности, согласно соответствующей стратегии развития, также намечается организация государственно-частного партнерства. Как следствие — Внешэкономбанку необходимо опасаться ориентации в страховании экспортных кредитов в основном на квазигосударственный сектор, что может существенно помешать развитию собственно «рыночного экспорта».

В государственно-частном порядке

Механизмы частно-государственного партнерства способны многократно повысить потенциал экспортного кредитного страхования. Ориентация на ЧГП позволит достичь синергии в двух направлениях. Во-первых, приоритетная поддержка экспортных проектов, основанных на механизмах ЧГП, крайне важна и может дать новый импульс для развития стратегических отраслей российской экономики без давления на частный сектор. Во-вторых, помимо ориентации на поддержку ЧГП среди экспортеров Банк развития может стать центром развития механизмов частно-государственного партнерства в финансовом секторе.

Потенциал частно-государственного партнерства в страховании экспортных кредитов проявляется, по нашему мнению, в сотрудничестве с коммерческими страховыми организациями в рамках разделения рисков по экспортным проектам (коммерческие и политические риски могут быть в разных пропорциях поделены между Банком и коммерческими страховыми организациями) либо в рамках последующей передачи рисков в перестрахование.