Большая двойка

Международный бизнес
Москва, 03.11.2008
«Эксперт» №43 (632)
Слияния и финансовая помощь государства не помогут компаниям американского автопрома решить застарелые проблемы отрасли

Американские автомобилестроители уже в ближайшее время получат экстренное финансирование из Вашингтона. Это позволит им оставаться на плаву еще какое-то время, а правительству — избежать сокращения многих сотен тысяч рабочих мест в депрессивных индустриальных городах вроде Детройта.

В 2008 году продажи автомобилей и легких грузовиков упали в Штатах на 13%, до самого низкого за последние 15 лет уровня. Господдержка ожидается в тот момент, когда General Motors и Chrysler завершают переговоры о слиянии. Сделка позволит объединенному производителю нормально функционировать еще около года.

Впрочем, финансовая помощь государства и слияния могут лишь отсрочить гибель американского автомобилестроения, но не спасти его. Компании «большой тройки» (General Motors, Ford и Chrysler) по-прежнему выпускают менее экономичные и компактные автомобили, чем их конкуренты из Японии и Европы. Высокие цены на топливо и растущая экологическая сознательность потребителей работают против американского автопрома. Чтобы восстановить конкурентоспособность, детройтским предприятиям придется сменить товарную линейку и модернизировать производство, на что уйдут годы.

Социализм на марше

В Вашингтоне рассматриваются несколько вариантов спасения американского автопрома. Так, программа помощи была разработана Центром автомобильных исследований из города Анн-Арбор в Мичигане, в котором руководствовались идеей важности сохранения «американских автомобильных брендов».

Первый вариант предусматривает использование средств из пула в 700 млрд долларов, которые были выделены Конгрессом на поддержку финансовой системы США. На первый взгляд связь между финансовыми институтами и автомобилестроителями минимальна. Однако все автопроизводители имеют подразделения, предоставляющие потребительские кредиты на покупку машин. Соответственно, это делает такие подразделения финансовыми компаниями, имеющими право на господдержку.

Второй вариант — использование части пакета объемом в 25 млрд долларов, который был выделен в начале этого года Конгрессом автомобилестроителям на модернизацию их производства.

Наконец, третий — обращение администрации к Конгрессу уже после президентских выборов 4 ноября с просьбой выделить бюджетное финансирование для автомобильной отрасли.

Планы Вашингтона могут вызвать аналогичную реакцию Европы, в которой считают, что предусмотренные меры создадут американским производителям конкурентное преимущество. «Детали американской программы помощи пока окончательно не ясны. Но если помощь будет предоставлена только американским компаниям и нанесет урон европейским производителям, то мы обязательно поднимем этот вопрос», — отметил представитель Еврокомиссии Питер Пауэр.

Впрочем, американские автомобильные концерны не согласны с такой оценкой. Хотя они и могут получить финансовую поддержку правительства, представители «большой тройки» отмечают, что они вынуждены нести расходы, с которыми не сталкиваются их конкуренты в Европе или Японии. Например, американским автомобилестроителям при

У партнеров

    «Эксперт»
    №43 (632) 3 ноября 2008
    Кризис
    Содержание:
    Удар силой в полтора триллиона долларов

    Наши собственные ошибки форсировали экспансию мирового кризиса в Россию. Теперь важно не совершить ошибок в новой глобальной схватке

    Обзор почты
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама