Кризис рассудил

Владимир Козлов
генеральный директор аналитического центра «Эксперт Юг»
24 ноября 2008, 00:00

«Югтранзитсервис», одна из крупнейших в недавнем прошлом зернотрейдерских компаний страны, вернулась к своему создателю, покинувшему ее два года назад под давлением компаньонов

История, получившая неожиданную развязку, началась в начале 2000-х, когда тридцатилетний менеджер Кирилл Подольский стал на партнерских началах с акционерами ITF Group Holding развивать новое направление бизнеса компании — торговлю сельхозпродукцией. Через два года ЮТС, где Подольский контролировал 30% акций, уже входила в пятерку крупнейших российских экспортеров зерна, еще через год стала крупнейшей. Но осенью 2006 года, когда выручка компании перешагнула за полмиллиарда долларов, деловые партнеры отстранили Подольского от должности, обвинив в непрозрачном ведении бизнеса. Бывший топ-менеджер продал свой пакет акций и создал новое предприятие — Valars Group. Вместе с ним из ЮТС ушли около сорока ключевых менеджеров. Оборот Valars Group по результатам 2007 года — первого года работы новой компании — составил 560 млн долларов.

Сейчас сделка по покупке ЮТС у ITF Group Holding находится в стадии завершения: менеджеры Valars Group уже приняли на себя руководство компанией. Осталось разобраться с активами. Сегодня ОАО «Югтранзитсервис» не объединяет в себе все активы, поэтому идет сложная сделка по покупке 100% долей всех компаний, некогда составлявших ЮТС.

Эти активы делятся на три группы. Во-первых, инфраструктурные — два зерновых терминала в Таганроге и Азове, три линейных элеватора общей мощностью более 450 тыс. тонн в поселках Матвеев Курган, Развильное, станице Мечетинская. Во-вторых, сельхозпроизводственные — 11 хозяйств Матвеево-Курганского, Неклиновского, Родионово-Несветайского и Песчанокопского районов Ростовской области и три сельхозпредприятия на территории Украины. Общая площадь, находящаяся в управлении компании, — около 160 тыс. га, из них 40 тыс. на Украине. И наконец, в-третьих, стоящий особняком мазутный терминал в Таганрогском порту.

«Активы ЮТС на том же уровне, что и два года назад, сельхозпроизводство в прекрасном состоянии, — говорит Кирилл Подольский. — Но компании “Югтранзитсервис” в перспективе не будет. Этот бренд себя полностью дискредитировал в глазах инвесторов, банков и в целом на рынке. Мы реструктурируем компанию, часть активов уйдет Valars Group, часть — на сторону». По словам Подольского, трейдерское направление в ЮТС будет полностью упразднено.

В этом году, по оценке Подольского, Valars Group получит 850–900 млн долларов годовой прибыли — это меньше, чем ожидалось. Консолидированная выручка ЮТС последний раз проходила по результатам 2006 года. В 2007 году структура холдинга стала меняться, выручка перестала быть консолидированной, поэтому самой большой структурой в рейтинге «Эксперт Юг-250» оказалось ООО «Югтранзитсервис-Агро» с доходом 232 млн долларов. А оборот «ЮТС-Агропродукт», управляющей сельхозактивами, составляет около 100 млн долларов.

Объем сделки стороны не разглашают, однако, если судить по обстоятельствам покупки, она, очевидно, проведена с солидным дисконтом. За два года, прошедшие после ухода команды Подольского, ЮТС сдала свои позиции. На конец 2006 года компания была вторым по величине экспортером России после Международной зерновой компании, а в конце сезона 2007–2008 годов сползла на шестую позицию. По статистике за июль—сентябрь нынешнего сельхозсезона ЮТС покинула десятку лидеров.

«Трейдинговые компании отличаются от других тем, что в их деятельности очень многое зависит от менеджеров. После ухода команды Подольского восстановить прежние позиции по экспорту новым собственникам ЮТС было крайне сложно», — считает генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. Ему вторит директор по маркетингу Международной зерновой компании Николай Демьянов: «Трейдинговым бизнесом необходимо заниматься профессионально. Руководство ЮТС, далекое от зернового бизнеса, попробовало — не получилось». «После ухода команды Подольского банки не хотели в прежнем объеме финансировать компанию, в которой разгорелся скандал среди акционеров, — резюмирует гендиректор российского представительства компании Nidera Дмитрий Калянин. — Понятно, что новая команда не знала о рынке зерна ничего. При кажущейся простоте специфика у этого рынка есть. Они смотрели на рынок формально — нужно покупать дешево, продавать дорого, заключили крупные контракты, ко времени исполнения которых цена выросла раза в три, и они не стали эти контракты выполнять. Разразившийся скандал сократил им сбыт почти во всех регионах. Где-то они платили штраф, где-то судились».

Кризис на мировом рынке, сопровождающийся падением цен на сельхозпродукцию, стал непосильным испытанием для менеджмента ЮТС. «Сам по себе факт, что компания досталась нам, свидетельствует, что собственники продавали ее в ситуации полной безысходности, — говорит Кирилл Подольский. — Мы были последними, кому они хотели ее продать. Но весь драматизм в том, что собственники ЮТС слишком поздно поняли, в какое положение попали. У всех банков есть принцип: кредитный портфель компании должен соответствовать размерам бизнеса. Если выручка компании снижается на 10 процентов, банк переводит клиента в более низкую категорию. У ЮТС выручка снизилась в четыре раза. У акционеров оставалось буквально пять дней, чтобы как-то разрулить ситуацию: банки, осознав, что бизнеса нет, начали давить, что угрожало уже и другим предприятиям ITF Holding. В компании началась паника. А кому ее можно продать за три дня? Только нам — людям, которые строили эту компанию и следили за развитием событий после изгнания из нее».

Впрочем, говорят, был и другой желающий купить, но «Валары» оказались расторопнее. «Я думаю, на момент продажи ЮТС как бизнес не стоил ничего, — говорит Дмитрий Калянин. — Вернее, стоил ровно столько, сколько у него было долгов. Хотя по отдельным подразделениям и их активам ситуация могла быть иной, но здесь нужно опять же смотреть на соотношение дебиторки и кредиторки. Там все могло быть неоднократно перезаложено».

Объем долгов ЮТС сегодня составляет 270 млн долларов. Плюс около 12 млн — долги швейцарской «дочки» ЮТС компании Silverstone. Примерно 30% — трехлетние кредиты, остальное — более краткосрочные.

В подготовке материала принимал участие Сергей Кисин