Полный назад

Роман Романовский
1 декабря 2008, 00:00

Под влиянием экономического кризиса рынок лизинга резко сократился. Однако он может столь же быстро вырасти снова, как только восстановятся деловая активность и денежные потоки, а также разморозятся крупные инвестпроекты

Экономический кризис ударил по рынку лизинга сильнее, чем по любому другому сегменту финансового рынка. Объемы не просто не растут — они снижаются, в отличие от банковского сектора (прирост активов которого за шесть месяцев 2008 года составил 14,6%) и от рынка факторинга (прирост за первое полугодие — 82,1%). Сумма новых сделок на рынке лизинга за девять месяцев снизилась на 9,4% к результату девяти месяцев 2007 года и составила 605 млрд рублей, а суммарный портфель лизинговых компаний на 1 октября 2008 года — 1,4 трлн рублей. В то же время если ранее объем новых сделок за первые три квартала составлял от 97 до 167% объема сделок за предыдущий год (в 2006-м и 2007 году соответственно), то в текущем году он составил всего 61% (см. график 1). Столь существенное снижение темпов прироста обусловлено тем, что осуществляемые лизингодателями сделки носят долгосрочный инвестиционный характер. Поскольку сегодня кредиторы опасаются либо не хотят планировать деятельность на длительные сроки, лизинговые компании остались практически без источников фондирования. С другой стороны, лизинг, как защищенный продукт, может так же быстро нарастить свои объемы, как только начнет восстанавливаться активность инвесторов. В частности, для банков по сравнению с другими направлениями кредитования лизинговые сделки будут предпочтительны как менее рискованные. Приостановленные сегодня на стадии планирования многие крупные проекты с появлением достаточного ресурсного обеспечения дадут рынку значительный прирост объема сделок. В результате 2009 год хоть и не будет столь успешным для лизинговой отрасли, как 2006-й и 2007-й, но и не станет таким провальным, как нынешний. В текущем году темпы прироста объема профинансированных лизингодателями средств, по нашим оценкам, сократятся со 184 до 3% (см. график 2), тогда как в предыдущие два года они превышали темпы прироста полученных платежей и тем самым свидетельствовали о готовности инвесторов существенно развивать лизинговую деятельность. По нашему мнению, в 2009 году темпы прироста профинансированных средств незначительно вырастут и не превысят темпов прироста полученных платежей.

Рэнкинг лидеров рынка по сумме заключенных сделок за девять месяцев 2008 года возглавила Лизинговая компания «Уралсиб» (см. таблицу 1). В первой десятке лидеров по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось количество банковских дочерних структур с семи до четырех компаний. По итогам девяти месяцев текущего года в десятке не оказалось лизинговых компаний «РГ Лизинг» (предыдущий высокий результат был обусловлен крупными сделками по тендерам РЖД), «Альфа-Лизинг» (компания не предоставила анкету) и «Авангард-Лизинг». В то же время на две компании увеличилось число независимых лизингодателей, которые не привязаны преимущественно к одному источнику фондирования. Это компании «Интерлизинг» (фокусируется на высоколиквидной в настоящее время строительной технике, проводила активную экспансию в регионы) и «Бизнес-Альянс» (специализируется на лизинге объектов энергетической инфраструктуры). В двадцатку лидеров вошли преимущественно дочерние лизинговые структуры банков (семь компаний), а также монопродуктовые компании, занимающиеся лизингом высоколиквидных видов оборудования: автомобилей (пять компаний), железнодорожной техники (три компании) и строительного оборудования (две компании).

Источники фондирования: выбор невелик

Проблема поиска финансовых средств лизинговыми компаниями с каждым днем становится все острее. В условиях нехватки заемных ресурсов лизингодатели за девять месяцев текущего года вынуждены были финансировать свою деятельность на 42,6% из собственных средств (см. график 3). Для сравнения: в 2007 году доля данного источника ресурсов составляла всего 9,6% в объеме профинансированных средств. Доля кредитов банков при этом сократилась с 74 до 43,3%.

Также в структуре источников финансирования деятельности лизингодателей за девять месяцев 2008 года увеличилась доля облигационных займов (с 1,9 до 6,2%). Всего с начала 2007 года было зарегистрировано 35 заявок на размещение облигаций со стороны лизинговых компаний. Из них размещено 15 выпусков на сумму 35,54 млрд рублей (см. таблицу 2), из которых 25,7 млрд рублей приходится всего на две компании («ВТБ-Лизинг» и ЛК «Уралсиб»).

С августа 2007 года стоимость облигационных заимствований стала заметно увеличиваться (см. график 4). Цена займов выросла и для лидеров размещения облигаций (по критерию объема эмиссии): первый выпуск компания «ВТБ-Лизинг» размещала в ноябре 2007 года со ставкой первого купона 8,2%, второй (в июле 2008-го) — уже со ставкой 8,9%; у Лизинговой компании «Уралсиб» ставки по первому выпуску (декабрь 2007 года) составили 11,6%, по второму (июль 2008-го) — 13%.

Вследствие неблагоприятных условий на рынках капитала из всех зарегистрированных в 2007–2008 годах эмиссий 16 остаются на этапе планирования и еще четыре выпуска аннулированы в связи с отказом компаний от размещения. Общая сумма этих 20 выпусков составляет 36,65 млрд рублей.

«Выпустить облигации или векселя сейчас практически невозможно из-за отсутствия покупателей подобных бумаг. Проблема усугубляется тем, что потенциальные инвесторы, даже если такие найдутся, не могут определить справедливую цену подобных заемных средств, потому что процентные ставки стремительно растут, уже перевалили за 20 процентов, и непонятно, каков верхний предел», — отмечает Алексей Смирнов, финансовый директор компании «CARCADE Лизинг».

Страшный сон российского автолизинга

Развитию рынка лизинга сегодня не благоприятствуют ни существующая конъюнктура, ни новые законодательные инициативы. Согласно закону 158-ФЗ от 22.07.2008 года, с 1 января 2009 года отменяется возможность применения ускоряющих коэффициентов при амортизации переданного в лизинг имущества первой-третьей амортизационных групп. К данным группам относится имущество со сроком полезного использования до пяти лет. Нужно отметить, что при лизинговых сделках с имуществом первой и второй групп ускоряющий коэффициент применяется редко. Однако его отмена для имущества третьей группы создаст существенно менее выгодные условия для приобретения имущества в лизинг по сравнению с действующими сегодня.

Самый серьезный урон отмена ускоряющих коэффициентов нанесет сегменту автолизинга. Запрет ускоренной амортизации затронет лизинг всех автомобилей особо малого, малого и среднего классов с рабочим объемом двигателя не более 3,5 литра. Между тем, согласно исследованиям ассоциации «Рослизинг», такие автомобили в 2007 году заняли из числа переданных в лизинг около 95% в количественном выражении и около 80% — в стоимостном.

С отменой коэффициента ускорения лизинговым компаниям по таким машинам придется устанавливать минимальный срок лизинга в три года или же предлагать ставить автомобиль на баланс лизингополучателя. А это означает, что интерес к автолизингу останется только со стороны тех клиентов, которые будут рассматривать его не как финансовый инструмент, а как сервисную услугу, позволяющую приобретать автомобиль с минимальным взносом и широким набором сопутствующих услуг. В такой ситуации единственным путем развития компаний, специализирующихся на лизинге автотранспорта, видится расширение набора дополнительных услуг в процессе эксплуатации автомобиля и развитие оперативного лизинга.

«Отмена коэффициента ускорения может происходить тогда, когда ресурс данного налогового стимулирования исчерпан. Например, в Европе, где все уже покупают автомобили в лизинг, налогового стимулирования такого инструмента не требуется. Неужели мы в России подошли к этому, если из более чем 2,5 миллиона легковых машин в лизинг продается едва ли один процент? Неужели финансирование покупок транспорта в нашей стране избыточно? Появление в законодательстве ускоренного списания на затраты покупки всех основных средств (в размере 10–30 процентов от первоначальной стоимости) всеми приветствуется. Но зачем при этом отменять действующие нормы ускоренной амортизации для первой-третьей групп оборудования? Что выиграют от этого бюджет и налогоплательщики? Кому были представлены такие расчеты и каковы они?» — задается вопросом Александр Михайлов, директор по развитию бизнеса Europlan.

Расчетов и мнения лизингового сообщества при разработке данного закона, очевидно, не спрашивали. Из 125 участников нашего исследования только 34% компаний знали о подготовке закона, причем лишь 11% располагали информацией о том, что в документе будет норма, отменяющая ускоренную амортизацию для первой-третьей групп оборудования. Остальные 89% лизингодателей узнали «приятную новость» уже после принятия закона.

Впрочем, пострадает в 2009 году далеко не только автолизинг. Первые три амортизационные группы помимо автомобилей включают в себя еще целый ряд наименований различного оборудования. По данным проведенного нами исследования, имущество первых трех групп в сумме всех заключенных сделок за девять месяцев текущего года составило около 18%. Это значит, что уже в самом начале следующего года Россия может потерять шестую часть лизингового рынка. Представляется, что в наибольшей степени в итоге пострадают малый и частично средний бизнес, которые лишатся преимущества лизинговых сделок с целым рядом недорогого мобильного оборудования.

Оздоровление кризисом

Многие компании в нынешних условиях осуществляют текущее обслуживание уже существующих сделок, однако новые сделки практически не заключают. Недопущение дефолтов и наращивания безнадежных долгов сегодня является важнейшей задачей любой лизинговой компании и условием ее выживания. На 1 октября текущего года доля проблемной задолженности (платежи, просроченные более чем на два месяца) составляла у лизингодателей в среднем около 1% от суммы портфеля (по данным 65 транспарентных компаний, согласившихся предоставить такую информацию). «В последнее время лизингодатели все чаще сталкиваются с невозможностью лизингополучателей обслуживать текущие обязательства. Поэтому можно с большой долей уверенности прогнозировать, что основной тенденцией ближайшего времени будет реструктуризация текущего портфеля лизинговых компаний, а не его наращивание», — говорит Алексей Иодко, генеральный директор ООО «Райффайзен-Лизинг».

Улучшение ситуации в отрасли ожидается не ранее второй половины 2009 года. «Оздоровление рынка нас ждет через год-полтора, после того как закончатся жесткая встряска, переоценка рисков и активов, — заявляет Александр Кожевников, генеральный директор ОАО “Авангард-Лизинг”. — Нельзя финансировать предмет лизинга без понимания того, сколько он реально стоит. Мы наблюдали в последнее время случаи, когда недвижимость, вагоны, корабли и прочее финансировались с авансами 10–15 процентов при том, что за последний год цена выросла на 30–50 процентов, а сейчас она падает с такой же скоростью. Такие сделки заключались только потому, что высока конкуренция между лизинговыми компаниями и амбиции менеджмента требуют роста, невзирая на риски. Отсутствие чувства реальности завело многих в сложную ситуацию, поэтому гибель части компаний неизбежна, после этого наступит выздоровление».

«В настоящее время ключевыми зонами внимания для лизинговых компаний являются привлечение финансовых ресурсов, повышение эффективности работы с просроченной задолженностью и проблемными активами, модификация систем риск-менеджмента в соответствии с изменившимися условиями. От того, насколько эффективно лизинговые компании справятся с этими тремя вызовами, будет во многом зависеть их дальнейшая судьба», — отмечает Вячеслав Арутюнян, первый заместитель генерального директора ООО «Лизинговая компания Уралсиб».

Из-за проблем с финансированием и пересмотра банками условий действующих договоров лизинговые компании вынуждены принимать собственные меры, чтобы избежать дефолта. В связи с этим лизингодатели рассматривают вопрос о повышении ставок по заключенным лизинговым сделкам. «Чтобы остаться на плаву и пережить кризис, компаниям сегодня необходимо иметь возможность осуществлять оперативный контроль состояния портфеля и своевременно проводить перерасчет сделок или завязывать расчет на актуальные условия финансирования, — считает Дмитрий Курдомонов, управляющий директор компании “Хомнет Лизинг”, ведущего российского разработчика информационных систем для автоматизации лизинга. — Однако решиться на изменение уже подписанных договоров непросто, в частности потому, что на портфелях больших объемов совершать подобные операции — задача очень трудоемкая и чреватая множеством ошибок. Но, несмотря на это, среди клиентов “Хомнет Лизинг” уже есть несколько лизингодателей, которые начали использовать такую практику. Благодаря комплексной информационной системе они могут производить перерасчеты ставок по текущим договорам максимально оперативно и без ошибок, что немаловажно для лизингополучателей. Это позволяет надеяться, что и другим лизинговым компаниям подобные меры позволят пережить смутные времена».

Все происходящие на рынке неблагоприятные события не позволяют прогнозировать положительный прирост объема рынка по итогам 2008 года. Учитывая традиционно высокую деловую активность в последнем квартале года, мы ожидаем, что сокращение рынка лизинга в 2008 году не превысит 18%, а сумма новых лизинговых сделок составит 810–860 млрд рублей. Возобновление роста лизинговой отрасли можно ожидать со второго полугодия следующего года — если не случится внешних шоков. Первая волна кризиса привела к снижению объема рынка в результате значительного сокращения деятельности инвесторами и кредиторами. Однако после того как будут найдены новые точки равновесия и восстановятся источники фондирования, лизинг так же быстро может набрать прежние темпы роста. Объем рынка, в частности, может существенно вырасти благодаря действию двух факторов. Во-первых, это эффект государственных лизинговых программ. Не исключены национализация некоторых лизинговых компаний или создание новых государственных лизингодателей для поддержки национальных приоритетных госпрограмм. Несмотря на присущую госкорпорациям низкую эффективность деятельности, они имеют широкий доступ к источникам фондирования, поэтому госсектор может стать дополнительным драйвером роста рынка лизинга. Во-вторых, это присущий рынку лизинга эффект крупных сделок, когда ограниченное число значительных контрактов дают сразу несколько процентов прироста объемов. Замороженные сегодня на стадии планирования или одобрения, такие сделки при появлении достаточных источников средств дадут дополнительный толчок развитию рынка.