Фискальная перенастройка

Экономика и финансы
Москва, 22.12.2008
«Эксперт» №50 (639)
«Если мы хотим, чтобы в кризисных условиях предприятия несырьевого сектора выживали и развивались, поддержка со стороны государства просто необходима», — считает один из идеологов нового Налогового кодекса Казахстана Жаннат Ертлесова

1 января 2009 года в Казахстане вступает в силу новый Налоговый кодекс (НК). Произведен стратегический размен: снижение налогового бремени на несырьевые секторы экономики за счет сырьевых. Корпоративный подоходный налог (аналог российского налога на прибыль) к 2011 году будет снижен с нынешних 30% до 15. Налог на добавленную стоимость тоже будет скорректирован, правда, в гораздо меньшей степени: уже в следующем году он составит 12% вместо действующих 13. А вот для недропользователей вводится новый налог — на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который будет действовать вместо роялти. Упраздняются режим соглашений о разделе продукции и положение о стабильности налогового режима для сырьедобывающих компаний (кроме тех, с которыми подобные соглашения были заключены ранее, — «дедушкина оговорка» в неприкосновенности).

Впрочем, отметим, что концепция нового НК была сформулирована еще в период роста цен на нефть. Самим нефтяникам снижение стоимости углеводородов не грозит избыточной налоговой нагрузкой — ставки налогов привязаны к мировым ценам. А вот казна из-за этого может недополучить значительный объем поступлений от нефтяных компаний.

Работа над НК началась полтора года назад. Экономический кризис, поразивший Казахстан еще осенью 2007 года, подхлестнул работу над законопроектом.

Об основных идеях нового Налогового кодекса «Эксперту» рассказала председатель управляющего совета Ассоциации налогоплательщиков Казахстана, один из ключевых разработчиков НК Жаннат Ертлесова.

— Какие идеи легли в основу нового Налогового кодекса?

— Концепция нового кодекса ориентирована, во-первых, на выполнение задач, поставленных президентом, во-вторых, на решение проблем применения действующего кодекса, с которыми сталкиваются налогоплательщики. Подробно остановлюсь на трех основных задачах, решение которых, на мой взгляд, имело концептуальное значение при разработке новой редакции кодекса. Первое — это учет современных положений законодательства и налогообложение некоторых видов деятельности, которые получили развитие в последние годы и никак не отражены в действующем кодексе. Например, развивается финансовый рынок, рынок ценных бумаг, все большее развитие получают операции с производными финансовыми инструментами. А в Налоговом кодексе не сказано, как их облагать. Все это до настоящего времени решалось на уровне писем налоговых органов, которых по этим и другим аналогичным проблемам за пять лет действия нынешнего кодекса накопилось очень много.

Кроме того, действующий кодекс содержит много норм двойного толкования и более 300 отсылочных норм на разные нормативные правовые акты, решения и нормативные акты налоговых органов. При этом зачастую мнения налоговых органов разных уровней не совпадают. К тому же такие акты не имеют юридической силы в суде или при обжаловании в органах налоговой службы. Мы постарались проанализировать все подзаконные нормативные правовые акты и разъяснительные письма и максимально включить содержательные положения в Налоговый кодекс. При этом к

У партнеров

    «Эксперт»
    №50 (639) 22 декабря 2008
    Борьба с кризисом
    Содержание:
    Реанимация слушает

    Расшифровка кардиограммы пораженной кризисом экономики говорит о том, что первый, самый тяжелый, спекулятивно-финансовый этап потрясений, похоже, близок к концу. Еще одна хорошая новость: есть признаки того, что сильной девальвации рубля в будущем году удастся избежать и ЦБ сможет сосредоточиться на разогреве кредитного рынка

    На улице Правды
    Реклама