Не по силам оказалось

Андрей Кудисов
2 марта 2009, 00:00

Построить все объекты, запланированные к саммиту организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, качественно и в срок не удастся. Строители предлагают ограничиться несколькими ключевыми объектами. Власти размышляют

Подготовка к проведению саммита организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), который должен пройти во Владивостоке в 2012 году, столкнулась с рядом проблем. Представители официальных кругов Приморья, причастные к подготовке саммита, пессимистически оценивают возможность в срок построить и реконструировать 35 объектов на общую сумму более 300 млрд рублей. Во всяком случае, в Федеральном государственном учреждении «Дальневосточная дирекция Росстроя» (ФГУ ДДР), отвечающем за строительные работы, склоняются к тому, чтобы урезать список объектов раза в два.

Причинами своей неуверенности в том, что задачи, поставленные высшим руководством страны, будут выполнены, строители и местные власти в середине февраля поделились с первым вице-премьером Игорем Шуваловым, посетившим Владивосток. Прежде всего, инфляция и девальвация рубля повышают стоимость стройматериалов и работ. Масштабное строительство во Владивостоке, по мысли российского руководства, должно дать толчок экономическому развитию всего региона, начиная с местной металлургической, цементной и добывающей отраслей промышленности и транспорта. Предполагалось, что бОльшую часть материалов на стройку века будут производить и поставлять российские компании. В действительности же, судя по тем объектам, строительство которых уже ведется, стройматериалы пока используются в основном импортные — из Китая, Южной Кореи и Японии.

Одной из первых жертв удорожания, например, может стать автотрасса Поселок Новый—полуостров Де Фриз—Седанка—бухта Патрокл, которая должна обеспечить скоростное сообщение между основными объектами саммита АТЭС на острове Русский с международным аэропортом Владивостока. Денег на этот проект, как сказал замминистра регионального развития России Николай Ашлапов, не хватает даже после того, как технический совет ФГУ ДДР пересмотрел первоначальное проектное решение, отказавшись от строительства тоннеля. Это снизило бюджет проекта на 12 млрд рублей. Сейчас строительство дороги оценивается примерно в 27–28 млрд рублей, но в бюджете на этот объект заложен всего 21 млрд, поэтому руководство внесло автотрассу в список на секвестрование.

К удорожанию сметы приводит и спешка, которая возникла из-за сжатых сроков, отведенных на подготовку к саммиту. К тому же затянувшийся период утряски интересов, проектов и смет съел более года. Допускаемые в проектах и при строительстве ошибки тоже отнимают время и деньги.

Сейчас, например, конструкторы ломают голову над тем, как решить проблему с затоплением тоннеля — составной части проекта моста через бухту Золотой Рог — и в какую сумму обойдется исправление ошибки. Тоннель залило водой после того, как в нем не проложили дренажную систему либо сделали что-то с нарушением строительных технологий. Одно из объяснений случившегося — строителей торопили городские власти, так как строительство перекрыло движение по одной из центральных магистралей Владивостока, что создавало большие транспортные сложности. Работы велись практически круглосуточно. Строители торопились и, по одной из версий, забыли о дренаже.

Проблемы у мостостроителей возникли в историческом центре города — под одной из опор будущего моста через Золотой Рог обнаружился заброшенный подземный завод — «объект 4040». Строительство остановилось, ведь мост не может опираться на пустоту. Решения проблемы, возникшей, как можно предположить, в результате плохо проведенных геодезических исследований в зоне строительства, пока не найдено.

Кстати, во Владивостоке, который имеет статус морской военной крепости, вообще немало подземных ходов, галерей и помещений. Сегодня их расположение установить нелегко: где искать планы, непонятно, а те, что найдены, фрагментарны. Поэтому не исключено, что это не последний исторический сюрприз, припасенный Владивостоком организаторам АТЭС.

Авральный режим работ по подготовке к саммиту таит и другую опасность — их низкое качество. Отсутствие дренажной системы в тоннеле — лишь один из сигналов. Более тревожный сигнал — исчезновение и вероятное самоубийство Вячеслава Полянских, заместителя главного инженера ООО «Мост-Восток» (г. Благовещенск, Амурская область). Эта компания — один из субподрядчиков строительства моста на остров Русский. Полянских исчез предположительно в ночь с 7 на 8 февраля. В строительном вагончике, где его видели в последний раз, его коллеги обнаружили записку. В ней он прощается с женой и дочерью и пишет, что «строительство моста ведется с грубейшими нарушениями»: «Я не хочу быть крайним, когда мост рухнет и будет масса жертв». Компетентные органы никак не комментируют это происшествие, но по факту пропажи человека возбудили уголовное дело.

«Надо признать: все то, что было запланировано в рамках подготовки Владивостока к саммиту, не будет построено», — доложил на недавнем экспертном совете первый заместитель гендиректора ФГУ «Дальневосточная дирекция Росстроя» Виктор Мясник. По мнению строителей, наиболее приемлемым решением стало бы перераспределение бюджета (в прошлом году Приморье получило из центра 22 млрд рублей на подготовку к саммиту, в нынешнем должно поступить 62 млрд) таким образом, чтобы иметь возможность гарантированно построить меньшее количество ключевых объектов. В Москве, похоже, с этим мнением пока не согласны.

Владивосток