Оставьте нам мечту

Русский бизнес
Москва, 09.03.2009
«Эксперт» №9 (648)
Группа ГАЗ, пострадавшая из-за резкого падения спроса и крупных долгов, может закрыть производство Volga Siber — единственный российский пилотный проект по выпуску конкурентоспособных легковых автомобилей мирового уровня. Допустить потерю опыта и компетенций в этом деле никак нельзя

Автомобилестроительная Группа ГАЗ публично обратилась к кредиторам с просьбой о начале реструктуризации займов и облигационных обязательств. Кризисная ситуация в мировой экономике круто сказалась на автомобилестроении, в том числе на машиностроительном бизнесе Олега Дерипаски. До конца 2009 года Группа ГАЗ должна вернуть кредиторам почти 36 млрд рублей. Но сверхкритичное падение спроса на автомобили и автобусы у ГАЗа (в два-четыре раза, см. таблицу 1) пока не дает компании возможности расплачиваться по долгам. Какое-то время назад автомобилестроители рассчитывали на финансовую поддержку со стороны российского правительства или хотя бы на его гарантии по займам. Однако в соответствии с Постановлением правительства от 14 февраля 2009 года № 103 максимальная сумма государственной гарантии по обязательствам одного принципала теперь не может превышать 10 млрд рублей (в случае с Группой ГАЗ это меньше четверти общего долга). Но даже и эти 10 млрд рублей пока недоступны машиностроителям. На данный момент вопрос об оказании господдержки группе рассматривают Министерство экономического развития и комиссия под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова. Но чиновники, увы, не торопятся с гарантийным письмом.

Тем временем менеджмент ГАЗа и консультанты из Райффайзенбанка уже предлагают кредиторам свой вариант реструктуризации долгов и дальнейший сценарий выживания бизнеса. ГАЗ предлагает продлить срок действия всех кредитов на пять лет с двухлетней отсрочкой выплат по основному долгу и полугодовой — по процентным платежам. Поскольку все, что можно заложить по кредитным обязательствам, компания уже заложила, для обеспечения гарантий прав кредиторов им предложено было ввести своих представителей в совет директоров компании.

Базовый прогноз дальнейшего «выживания» Группы ГАЗ предполагает реструктуризацию ряда промплощадок путем слияния предприятий холдинговой группы, выпускающих продукцию одинакового профиля, а пессимистичный сценарий может быть еще более беспощадным: чуть ли не сосредоточить все машиностроительные производства на площадке Горьковского автозавода в Нижнем Новгороде. А еще в качестве одной из обсуждаемых мер значится закрытие производства легковых автомобилей Volga Siber — проекта, который дал российскому автопрому совершенно иной, по сравнению с традиционным российским, уровень технологий, опыта и компетенций. Неужели даже этот, по своей сути альтруистический, проект г-на Дерипаски может быть разрушен вместе с Группой ГАЗ? Как нам кажется, допустить это нельзя ни в коем случае.

ГАЗ буксует

Группа ГАЗ объединяет почти два десятка заводов, производящих коммерческие автомобили, тяжелые грузовики, легковые машины, автобусы, двигатели, а также дорожно-строительную технику. На коммерческий сегмент приходится более 70% продаж группы. С начала кризиса именно он пострадал более других. Недоступны или дороги стали кредиты на покупку коммерческих машин, глубоко просел строительный комплекс и т. п. Если в 2008 году расчеты с дилерами группа осуществ

У партнеров

    «Эксперт»
    №9 (648) 9 марта 2009
    Выборы в регионах
    Содержание:
    Первое испытание кризисом

    Российская политическая система обладает большим запасом прочности, «Единая Россия» стремится работать с самостоятельным и свободным избирателем, роль административного ресурса начинает снижаться — таковы итоги выборов 1 марта в российских регионах

    На улице Правды
    Реклама