Компенсация потерь без стимулов для развития

Большинство антикризисных мер направлено на компенсацию потерь крупных компаний традиционных секторов экономики. Меры, стимулирующие развитие жизнеспособного среднего бизнеса, инноваций и новых отраслей, пока в дефиците

С октября 2008 года правительство России перешло к разработке и реализации мер, направленных на смягчение кризисных явлений в экономике. После решения неотложных проблем обеспечения стабильности финансовой системы и по мере осознания глубины и продолжительности кризиса усиливается объективная потребность в системной оценке антикризисной политики государства и выработке предложений по совершенствованию процедур формирования и реализации антикризисных мер.

Суть нашего подхода — проведение сквозной экспертной оценки всех рассматриваемых мер (всего около ста) в едином формате. Мы сознательно сконцентрировались на теме поддержки реального сектора экономики. Все, что предлагается предпринять для обеспечения стабильности финансовой и банковской системы, а также для совершенствования корпоративного права, осталось за рамками работы. Отметим, что в ходе исследования оценивались антикризисные меры, заявленные правительством до 15 марта 2009 года.

Информационной основой экспертизы послужили соответствующие нормативные акты — законы, постановления, распоряжения, приказы. Мы анализировали только публично доступные документы, в том числе материалы к заседаниям правительства и стенограммы (тезисы) выступлений лиц, принимающих решения, размещенные на официальных сайтах органов власти.

Огласите весь список

По результатам проведенного анализа можно отметить, что антикризисные меры большей частью сосредоточены на решении следующих задач.

1. Расширение доступа к финансовым ресурсам (прямое кредитование госбанками, финансовыми институтами развития, их капитализация; стимулирование частного кредитования путем предоставления субсидий по процентным ставкам и госгарантий; рекомендации банкам по кредитованию; расширение условий для привлечения капитала на основе выпуска акций и облигаций и их выкупа уполномоченными организациями).

2. Снижение нагрузки на бизнес — налоговой, таможенной (уменьшение вывозных таможенных пошлин по отдельным видам товаров), административной.

3. Смягчение негативных социальных последствий и поддержка рынка труда (увеличение пособий по безработице, софинансирование региональных программ занятости, ограничения на иностранную рабочую силу).

4. Стимулирование внутреннего спроса (госзакупки, авансирование, преференции для отечественных производителей, закупки и инвестиционные программы субъектов естественных монополий, лизинг, защитные таможенные меры, субсидии по кредитам потребителей).

5. Поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП) — софинансирование региональных программ развития МСП, программа Внешэкономбанка по кредитованию малых и средних предприятий, развитие конкуренции.

Общий объем направляемых на эти цели дополнительных ресурсов, исходя из существующих оценок затрат по отдельным антикризисным мерам, оценивается нами за период с октября 2008 года по декабрь 2009-го в 2,1–2,5 трлн руб. На первом месте меры по расширению доступа реального сектора к финансовым ресурсам (1,1–1,2 трлн руб.); на втором — меры по снижению нагрузки на бизн

У партнеров

    «Эксперт»
    №15 (654) 20 апреля 2009
    Протекционизм
    Содержание:
    Если это не протекционизм

    Зависимость национальных экономик от международной торговли пока удерживает правительства от радикального протекционизма. Но хотя масштабных торговых войн пока удается избежать, защитные меры применяются все шире, а протекционистский инструментарий становится все более разнообразным

    Обзор почты
    Реклама