Последний тучный год

Спецвыпуск
Москва, 11.05.2009
«Эксперт» №17-18 (656)
Финансовый кризис показал, что страховая отрасль не может развиваться за счет демпинга и вмененного страхования. В 2009 году российским страховщикам придется расплачиваться за прошлые ошибки. В результате рынок станет меньше, но профессиональнее

Мировой кризис разделил развитие российского страхового рынка в 2008 году на два принципиально разных этапа. Общие показатели страхового рынка (555 млрд рублей страховой премии, прирост по сравнению с 2007 годом на 14,2%, снижение темпов роста на 5,3 процентных пункта) скорее сбивают с толку, чем дают объективную картину происходящего. Статистика по первому и второму полугодиям 2008 года в отдельности позволяет увидеть больше.

В первой половине 2008 года страховая отрасль испытала настоящий бум автокаско. Возможность легкого и дешевого кредитования для покупки автомобиля, при котором страховка являлась обязательным условием получения кредита, сделала свое дело: за первое полугодие 2008 года, по данным исследования «Эксперт РА», объем сборов по автокаско вырос на 35,1%, а объем всего страхового рынка увеличился на 17,6% по сравнению с первым полугодием 2007 года. С началом кризиса рынок вошел в фазу стагнации. Это наглядно демонстрирует статистика отдельно по второму полугодию 2008 года по сравнению со вторым полугодием 2007 года: темп прироста премий по автокаско составил 15,3%, а темп прироста всего рынка — 10,6%. Кроме автокаско наиболее существенно во втором полугодии 2008 года упали темпы прироста взносов в страховании грузов (с 1,0 до -32,7%), добровольном медицинском страховании (с 23,4 до ‑2,6%), страховании выезжающих за рубеж (с 42,1 до 17,8%), в страховании имущества физических лиц (с 38,6 до 15,8%).

Скрытые угрозы

Бурный рост докризисного периода скрывал за собой формирование глубоких проблем на страховом рынке, которые сразу же вышли на поверхность, как только начались проблемы в экономике. Комментирует начальник управления стратегических проектов ОСАО «Ингосстрах» Владимир Холин: «Основной проблемой рынка в 2008 году стала непродуманная финансовая политика многих средних компаний. На фоне роста страхового бизнеса такие страховщики, с одной стороны, в значительной степени переориентировались на добровольные виды розничного страхования, прежде всего автокаско, с другой стороны, сохранили высокий уровень расходов, зачастую при недостаточном понимании реальной убыточности в таких видах из-за отсутствия полноценной статистической информации о рынке и профессионального подхода к андеррайтингу».

Борясь за клиента и долю рынка, многие страховые компании отчаянно демпинговали, привлекая клиентов не развитием сервиса и бренда, а снижением стоимости полиса ниже разумного предела. В условиях, когда значительная часть страховок автокаско носила вмененный характер (была необходима для получения кредита), такая политика имела кратковременный успех — демпинговавшие страховщики получили свою долю рынка. Но как только рост взносов прекратился, эйфория сразу же прошла — сформированных резервов стало недостаточно для осуществления страховых выплат, начались проблемы с ликвидностью. Ситуацию усугубляет произошедшее в 2008 году сокращение доли страхования имущества юридических лиц в структуре страхового рынка (с 14,8 до 12,1%, по данным «Эксперт РА»), кот

У партнеров

    «Эксперт»
    №17-18 (656) 11 мая 2009
    Как избежать банкротства
    Содержание:
    Вторая волна не накроет

    Уровни просроченной задолженности в нашей банковской системе далеки от критических. Уровень достаточности ресурсов у банков велик по отношению к сжавшемуся спросу на кредит. И все равно потребуется несколько месяцев, чтобы кредитование стало расширяться

    Международный бизнес
    Реклама