Риски взлетели до небес

Русский бизнес
Москва, 08.06.2009
«Эксперт» №22 (660)
Финансовая лизинговая компания стала первым российским квазигосударственным заемщиком, в последние десять лет допустившим дефолт по еврооблигациям. Это ставит под угрозу репутацию наших госкомпаний и может осложнить им внешние заимствования

Вокруг дочерней структуры ОАК — Финансовой лизинговой компании (ФЛК) разразился крупный скандал. Группа из сорока иностранных кредиторов ФЛК, вложивших в российскую экономику около 100 млрд долларов, направила письмо премьер-министру Владимиру Путину и двум его заместителям — Сергею Иванову и Алексею Кудрину, в котором призвала российские власти помочь лизинговой компании расплатиться по своим долгам и назначить высокопоставленного полномочного представителя для решения этого вопроса.

Напомним, что еще в декабре прошлого года Финансовая лизинговая компания не смогла заплатить 12 млн долларов по купонам двух выпусков еврооблигаций (CLN и LPN) — на 100 млн и 150 млн долларов, что спровоцировало кросс-дефолт по основной сумме долга. Но тогда инвесторы не стали поднимать шумиху, а попытались урегулировать ситуацию полюбовно. И понятно почему. Перед присвоением кредитного рейтинга ФЛК президент ОАК Алексей Федоров и министр транспорта России Игорь Левитин в так называемых комфортных письмах заверяли агентство Moody’s в том, что ОАК готова предоставить «дочке» поддержку и оказать содействие в своевременном исполнении финансовых обязательств. И вот в апреле нынешнего года держатели евробондов ФЛК сделали официальное предложение ОАК принять на себя долги лизинговой компании и реструктурировать их, продлив сроки погашения облигаций на три и пять лет соответственно при сохранении процентной ставки. «Мы ожидали, что это предложение будет немедленно принято, однако получили отказ», — заявил президент американского инвестиционного банка BCP Securities Рэндалл Пайк.

Но больше всего иностранных кредиторов возмутило нежелание наших чиновников идти на конструктивный диалог и искать выход из сложившейся ситуации. Так, Сергей Иванов в эфире телеканала Bloomberg заявил буквально следующее: «За дефолт ФЛК ответствен прежний менеджмент компании, в отношении действий которого сейчас проводится расследование с целью установить, было ли это плохое управление или что-то похуже». По словам вице-премьера, «случай с ФЛК — особый, он не имеет ничего общего с государственными компаниями в целом». Правда, Сергей Иванов все-таки обнадежил кредиторов, заявив, что «ОАК должна как-то действовать, чтобы помочь ФЛК». Но руководство ОАК решать проблему по существу де-факто отказалось. Глава компании Алексей Федоров прямо заявил, что «ни государство, ни ОАК не должны и не будут брать на себя обязательства ФЛК».

В этой ситуации кредиторы лизинговой компании вынуждены были напрямую обратиться с письмом в российское правительство. По словам Рэндалла Пайка, неурегулированный дефолт означает, что все 250 млн долларов долга ФЛК вместе с процентами подлежат немедленному погашению наличными. В своем обращении к властям инвесторы указали, что «проблемы с долгами ФЛК вряд ли позволят ОАК успешно провести публичное размещение своих акций, запланированное на 2011–2012 годы». Более того, как заявили подписанты, «в ближайшее время может вступить в действие условие о кросс-дефолте по долговым обязате

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (660) 8 июня 2009
    Автопром
    Содержание:
    Почем Opel для народа

    Покупка концерна Opel группой инвесторов во главе со Сбербанком позволит появиться новому крупному игроку в мировом автопроме. Есть шанс, что этот игрок сможет вывести из кризиса российскую автомобильную индустрию

    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама