Кто съест Porsche

Международный бизнес
Москва, 06.07.2009
«Эксперт» №26 (664)
Попытка поглощения компанией Porsche концерна Volkswagen закончилась крахом — теперь поглощение грозит уже самой Porsche, причем со стороны Volkswagen. Единственная надежда штутгартских автопроизводителей сохранить самостоятельность — продать часть своей компании инвесторам из Катара

«Мне трудно припомнить ситуацию, сопоставимую по степени комизма с ситуацией вокруг Volkswagen и Porsche», — говорит аналитик банка NordLB Франк Швопе. История отношений менеджмента Porsche и Volkswagen в последние месяцы действительно напоминает плохой водевиль. Самонадеянная попытка Porsche поглотить концерн Volkswagen, продолжавшаяся последние годы привела к тому, что отягощенный миллиардными долгами Porsche теперь сам стоит в шаге от поглощения конкурентом.

По официальной информации, распространенной Volkswagen, концерн готов за 3–4 млрд евро приобрести 49,9% Porsche. Оставшиеся 50,1%, по замыслу властей Нижней Саксонии, которые и выступают главным инициатором «ответного удара», должны остаться в руках семей Пиех и Порше — наследников Фердинанда Порше по женской и мужской линиям соответственно.

Согласно предложенному Volkswagen плану, после приобретения им 49% Porsche тот должен будет продать принадлежащие ему опционы на покупку 24% акций Volkswagen катарскому государственному инвестфонду QIA. После этого Porsche и Volkswagen должны будут слиться в единый холдинг, 40% которого будет принадлежать семьям Пиех и Порше, 20% — правительству Нижней Саксонии и 15% — правительству Катара. Данное предложение Volkswagen действует до понедельника 6 июля, однако на момент подготовки этой статьи руководство Porsche все еще отвергало предложение Volkswagen, которое по своей сути является смертным приговором Porsche как независимому игроку мирового автомобильного рынка.

Несостоявшееся поглощение

Реакция руководства Porsche на предложение Volkswagen объясняется еще одной причиной. Идея покупки половин штутгартского производителя с последующим слиянием в единый концерн, в котором у семей Пиех и Порше не будет решающего голоса, выглядит настоящей пощечиной амбициозному менеджменту штутгартской компании.

Последние несколько лет концерн Porsche методично шел к своей стратегической цели — поглощению Volkswagen — и не дошел до нее буквально один шаг. Сейчас Porsche владеет 51-процентной долей Volkswagen и имеет опционы на приобретение еще 24% акций вольфсбургского автоконцерна, выпускающего также автомобили марок Audi, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Seat и Skoda.

Поглощение Volkswagen и возвращение его под семейный контроль наследников Фердинанда Порше, основавшего Volkswagen в 1930-е годы, глава Porsche Фердинанд Пиех, племянник Порше, считал главной целью своей жизни. Но достичь ее Пиеху так и не удалось. Получить контроль над Volkswagen оказалось невозможно ни за какие деньги — и это самый обидный для руководства Porsche факт. Дело в том, что деятельность Volkswagen регулируется специальным Законом о Volkswagen, а этот закон гласит, что блокирующий пакет акций в Volkswagen составляет 20%, а не 25%, как во всех остальных немецких акционерных обществах.

Такая поправка была внесена специально для того, чтобы наделить правительство Нижней Саксонии, которому как раз и принадлежит чуть больше 20% долей Volkswagen, способностью блокировать невыгодные для компании реше

У партнеров

    «Эксперт»
    №26 (664) 6 июля 2009
    Недвижимость
    Содержание:
    Спекулянт. Лендлорд. Завхоз

    Ценовой пузырь на земельном рынке Москвы и Подмосковья сдувается. Это дает шанс на кардинальную перестройку всей жилищной сферы

    Экономика и финансы
    Спецвыпуск
    На улице Правды
    Реклама