Большой без палочки

Культура
Москва, 13.07.2009
Музыкальный руководитель Большого театра решил покинуть свой пост до истечения срока контракта. И дал «Эксперту» эксклюзивное интервью по поводу причин своего решения

Главный дирижер Большого Александр Ведерников отбыл с театром на гастроли в миланский «Ла Скала», чтобы стать невозвращенцем. Конечно, не так, как во время оно балетные гранды Барышников и Годунов. На родину Ведерников вернется. А на пост музыкального руководителя главного театра страны, который занимал восемь лет, — уже нет, о чем и намерен объявить в Милане.

В годы советского расцвета Большой был одним из главных экспортных брендов страны: иностранцы учились произносить Bolshoy на языке оригинала, власть числила театр по разряду стратегических достижений. Но к началу «нулевых» было ясно, что этот бренд в серьезнейшем кризисе. Именно как «кризисный творческий менеджер» и пришел в 2001-м в театр Александр Ведерников.

Восемь лет Ведерникова — срок ощутимый, даже для такого и впрямь большого организма, как Большой. В них уместилось несколько громких постановок: об «Огненном ангеле», «Евгении Онегине» или «Китеже» говорили много (хотя больше всего — о «Детях Розенталя» с музыкой Десятникова и либретто Сорокина; за эффектный хунвейбинский пиар спасибо движению «Наши»). В них уместилась начатая и продолжающаяся реконструкция исторического здания Большого. Теперь об этих восьми годах станут спорить куда ожесточеннее — жди полярных оценок. Пока же уходящий со своего поста Александр Ведерников перед отъездом в Милан рассказал «Эксперту», почему он решил так поступить, — и дать свою оценку тому, что происходило в Большом при нем и может произойти дальше.

 

— За восемь лет удалось сделать театр несколько более открытым. Удалось омолодить хор и оркестр — часто с помощью довольно непопулярных мер, пришлось и в суды ходить. Но сейчас они на хорошем счету — и действительно хорошо играют и поют. Удалось вернуть Большой театр на должный уровень мировой гастрольности: гастроли в «Ковент-Гарден» — оперные, кстати, в первый раз и следующие запланированы на следующий год, — оперное возвращение Большого в Японию, гастроли в «Ла Скала».

Что не удалось. Не удалось должным образом реформировать структуру оперы. Опера, на мой взгляд, сегодня должна или вовсе не иметь постоянного состава солистов, или иметь весьма небольшой — и ориентироваться на людей, лучше всего в мире умеющих делать то или это. Схема с постоянным составом осталась — из серьезных музыкальных стран, — пожалуй, только в России, ну и в Германии, где очень много мелких театров, которым не по карману звезды.

Таких реформ у нас не получилось — точнее, в какой-то момент они остановились. То, что еще можно было сделать, — не делается. Большой вообще очень архаичен в том, что касается организации дела. Народу много, структура самодостаточна, если чего-то и будут разгонять, то Большой в последнюю очередь. А раз над нами не каплет — чего мы будем усложнять себе жизнь? Творческая логика развития и администрирования вступает в противоречие с логикой тех, кто рассматривает Большой как бюджетное учреждение, осваивающее деньги. Я не о воровстве говорю — а просто вот: спектакли идут, реконструкция идет, ну и — понятно

У партнеров

    «Эксперт»
    №27 (665) 13 июля 2009
    Визит президента США
    Содержание:
    Ответно-встречная дипломатия

    «Перезагрузка» российско-американских отношений началась. Теперь российской элите придется учиться жить в условиях прагматичной дружбы

    Международный бизнес
    На улице Правды
    Реклама