Никому не больно

Культура
Москва, 24.08.2009
«Эксперт» №32 (669)
Режиссер Мизгирев успел послужить символом падения отечественного кино для мэтра Говорухина. Между тем Алексей Мизгирев, кажется, один из тех людей, которые способны делать русское кино непровинциальным

Самый успешный российский фильм этого года — отнюдь не «Обитаемый остров» или «Тарас Бульба», а скромный «Бубен, барабан», вторая работа молодого режиссера Алексея Мизгирева. Ведь успех коммерческий в России легко поставить под сомнение из-за непрозрачности проката — проверить точные данные кассовых сборов и разумно сопоставить их с бюджетом и рекламными расходами не возьмется ни один аналитик. Победа на ММКФ, где в 2009-м были отмечены аж три отечественных фильма, тоже фактор, мягко говоря, субъективный — слишком неопределенен конкурсный фон для триумфа. Вот и выходит, что единственный реальный показатель успеха — теплый прием на международных фестивалях (которые, в отличие от фестивалей российских, гарантируют грядущий контакт фильма со зрителем). «Бубен, барабан» получил только что на одном из старейших европейских смотров, в Локарно — где когда-то были открыты для мира Глеб Панфилов, Алексей Герман и Александр Сокуров, — две из трех основных наград: приз за режиссуру и спецприз жюри. В этом сезоне никого успешнее еще не было… и не будет, поскольку на последнем крупном кинофоруме года, в Венеции, нет ни одного российского конкурсанта.

Забавно: именно «Бубен, барабан» приводил в пример Станислав Говорухин, выступая в Госдуме и клеймя убожество нового русского кинематографа. Теперь из этой речи впору сделать два вывода. Возможно, Говорухин, как многие ему подобные, отчаянно завидует молодежи, поскольку в отличие от нее он со своими опусами на внимание международных фестивалей сегодня претендовать не может (в частности, потому, что считает такое кино низкокачественным и лживым). А возможно, депутат-патриот прав, и Мизгирев снял картину «для интеллектуальной элиты Запада, которая еще глупее нашей во сто крат» (цитата из говорухинского спича).

Тут один лишь нюанс: если бы знали наши режиссеры, как именно снимать кино на потребу Западу, только этим бы и занимались: рынка авторского кино в России практически нет, а попав на аналогичный рынок в Европе или США, можно заработать денег (и славы) при помощи самого бескомпромиссного произведения искусства. Как сделали, скажем, Звягинцев с «Возвращением» или Сокуров с «Русским ковчегом» (сборы за рубежом в пять-десять раз превышают российские).

Следовательно, или Мизгирев — шаман и оккультист, которому знакома алхимическая формула европейского успеха, или попросту талантливый человек, обладающий невероятным для наших палестин умением: снимать универсальное кино. Увы, еще ни разу не удавалось отечественным экспертам рассмотреть в картине качества, которые сделают ее конвертируемой. Пренебрежительно-неодобрительную оценку у соотечественников при первом просмотре вызывали и то же самое «Возвращение», и «Бумажный солдат», и «Дикое поле», и «Бубен, барабан», оставленный вовсе без призов на последнем — отнюдь не богатом на шедевры — сочинском «Кинотавре».

Единственное, о чем судачили в Сочи, — это возвращение «маленькой Веры» Натальи Негоды на широкий экран после семнадцатилетней паузы. В «Бубне, барабане» она с

У партнеров

    «Эксперт»
    №32 (669) 24 августа 2009
    N32 (669) 24 августа
    Содержание:
    Технократическое самоубийство

    Катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС со всей очевидностью показала, что когда-то лучшая в мире советская энергетическая система себя исчерпала, а техническая политика постсоветского руководства отрасли оказалась несостоятельной

    На улице Правды
    Реклама