Упускаем Китай

Тема недели
Москва, 29.03.2010
«Эксперт» №12 (698)
Использование возможностей для размещения производства в КНР и выход на китайские рынки могли бы стать важнейшим фактором развития бизнеса и экономического роста в России. Но получается это пока плохо

«Мне знакомые в торгпредстве жаловались: мол, перспектив сотрудничества никаких, нас скоро уволят» — так один из российских бизнесменов, вот уже более десяти лет работающих в Китае, описал состояние российско-китайских экономических отношений. Другие мои собеседники настроены лишь чуть более оптимистично.

Общее настроение довольно невеселое: частный российский бизнес, во время кризиса резко свернувший свои взаимоотношения с КНР, сегодня не понимает, каким образом строить работу в послекризисном Китае. В ближайшие двадцать лет Китай должен пройти трансформацию от всемирной фабрики к крупнейшему в мире рынку, и Россия, скорее всего, останется на обочине этого процесса. За редкими исключениями, лишь подтверждающими правило, нам нечего предложить Китаю, кроме нефти и других природных ресурсов, да и в этой сфере китайцы все чаще посматривают в другую сторону.

Туманны и перспективы экспорта из КНР: российский рынок слишком мал и непредсказуем, чтобы под него можно было привлечь серьезные инвестиции и возводить крупные производственные мощности. Наиболее интересные начинания сегодня связаны с открытием в Китае на российские деньги производств с применением российских технологий для экспорта по всему миру, но таких примеров единицы, и это нишевые продукты. В основном российские бизнесмены продолжают работать в рамках «челночной» модели развития, просто на смену баулам пришли сорокафутовые контейнеры.

«Сегодня отношения между РФ и КНР развиваются в двух независимых друг от друга измерениях», — полагает представитель компании «ДельтаТрансПлюс» в Китае Евгений Визитей. В одном Россия продает в Китай нефть и газ, в другом — покупает джинсы и сантехнику. «Одна Россия» решает свои проблемы в Кремле, Чжуннаньхае и Давосе, «вторая» — на Ябаолу, Суньфэйхэ и (до недавнего времени) на Черкизовском рынке. Увы, изменить эту ситуацию невозможно. Чтобы какая-то третья Россия появилась в Китае, сначала она должна возникнуть у себя на родине.

Челночное наследие

«На пути в Пекин челноки играли в пустом салоне самолета в футбол, а на пути обратно занимались любовью со стюардессами на куче баулов, это считалось высшим шиком и стоило двести-триста долларов, огромные по тем временам деньги», — вспоминает в беседе с коррес­пондентом «Эксперта» один из российских предпринимателей, начинавших в 1990-х в челночном бизнесе. Так начинался российский бизнес с Китаем, когда бывшие инженеры и учителя в десятках российских городов были вынуждены переквалифицироваться в коммерсантов. За грузами в Китай летали пассажирские Ил-76, на которых снимали все ряды кресел, кроме передних.

Бурно развивалась и приграничная торговля — сибиряки и дальневосточники массово выезжали в соседние с Россией китайские провинции, где для них довольно быстро создали всю необходимую инфраструктуру с русскими рынками, ресторанами, парикмахерскими и «помогайками», облегчавшими как диалог культур, так и кошельки российских предпринимателей. Тогда же в Китае возникли первые консалтинговые агентства, помогавшие в р

У партнеров

    «Эксперт»
    №12 (698) 29 марта 2010
    Китай. Тайвань
    Содержание:
    На полном ходу

    Несмотря на тридцать лет быстрого роста, Китай остается достаточно бедной страной с огромным количеством острейших проблем. Только высокая концентрация политической власти позволяет КНР играть роль мощного независимого центра силы

    Повестка дня
    Спецвыпуск
    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама