Без макабра

Андрей Матвеев
5 апреля 2010, 00:00

Есть писательницы, а есть писатели. Дело не в гендерной принадлежности, а в определенном умении так строить предложения, что они складываются в ту жесткую, порою жестокую, нелицеприятную и лишенную какой-то принципиально женской интонации прозу, что всегда прочитывается именно у писательниц.

Петрушевская — однозначно писатель; что в пьесах, что в сказках, что в рассказах и странных то ли романах, то ли видениях, наполненных макабрическими шествиями персонажей на пути то ли в ад, то ли на Голгофу. Потому и читать ее не всегда приятно, это не касается стиля, просто вызываемое ее творениями послевкусие сильно раздражает обывателя. Даже ее юмор всегда окрашен в черный цвет, не как у Беккета, конечно, но у Хармса точно.

Потому книга «Путешествия в разные стороны» может считаться исключением, что и удивительно, и необычно. А главное, в этом сборнике путевых заметок, стихов, написанных как  для себя путевых дневниках, автобиографических эссе и фельетонах (в старом понимании жанра) такая доза позитива и добра, что мир, полный сарказма и иронии, вызывает не жалость и не отвращение, а то, что называется уже почти забытым словом «сострадание».

Книга — ключ, которым можно открыть другие произведения Петрушевской и взглянуть на них иначе. В конце концов большая литература и рождена для того, чтобы менять нас самих, а если она и «грузит» — так ей и положено. Ну а чтобы отдохнуть от «загруза», читайте про лондонские мюзиклы, про загадочную страну Ляплянтию, про Индию, про тайну дома (расшифровывать не буду), про странных людей, которые уже переполнили мир, где мы живем, и которые, как оказывается, очень милы сердцу автора.

«Еще один жанр литературы — дорога, по которой мы не пошли». Этой фразой заканчивается книга, надо ли говорить, что в ней нет безысходности, лишь надежда.