Автокомпоненты и автоимпотенты

Дмитрий Сиваков
10 мая 2010, 00:00

Мы привыкли радоваться приходу в страну очередного автогиганта — новый инвестор, новый проект, деньги льются в регионы, создаются новые рабочие места. Но повод ли это для праздника? Суммарная мощность новых заводов Ford, Toyota, Volkswagen, Peugeot Citroёn и остальных скоро достигнет миллиона автомобилей в год. Это примерно равно мощности АвтоВАЗа, он становится ненужным. Тут можно возразить: мол, все эти тойоты и форды занимаются отверточной сборкой. Поэтому их машины дороги, они АвтоВАЗу не конкуренты. Это заблуждение. Вслед за мировыми лидерами в Россию уже потянулись производители автокомпонентов. Gestamp (штамповка), Lear (сиденья), Magna (бампера, зеркала и др.), Benteler (автотрубы), Visteon (свет, климатическое оборудование) либо уже построили крупные производства, либо начинают строить. При удачном развитии рынка появятся и другие, а еще будут запущены линии по сварке, окраске. Это значит, что в целом у иностранцев появятся возможности снижения издержек и цен. При желании они смогут отбить у АвтоВАЗа вообще весь рынок. Остается напомнить, что емкость автомобильного рынка в России в пиковом 2008 году превысила 60 млрд долларов. Получается, что мы сознательно отдаем его в руки иностранных компаний и убиваем АвтоВАЗ. За это должна быть заплачена какая-то цена. Неужели всего лишь за пару-тройку миллиардов долларов совокупных инвестиций «большой семерки», не дешево ли?

С точки зрения потребителя, если мы получим автомобили по той же цене, что в США и Японии, то черт с ним, с этим АвтоВАЗом. Только вот большинство мировых производителей продают нам машины существенно дороже, чем «родным» потребителям. Даже после вычета импортной пошлины разница в цене достигает 100% — чем выше класс автомобиля, тем больше накрутка. Похоже, лидеры считают Россию второстепенным рынком, хотят лишь снимать с него сливки десятилетиями неудовлетворенного спроса, но не желают вступать в серьезную конкуренцию. В частности, никто из них не заявил о строительстве заводов по производству двигателей, электронных систем управления, ходовой части, трансмиссии и подвески — самых дорогих частей автомобиля, где сосредоточены ключевые технические наработки. Можно ли заставить их ввести в России менее дискриминационную политику? Вот китайцы, открыв свой рынок для иностранных автопроизводителей, обязали последних «сдавать» государству всю техдокументацию. Сейчас в Китае по соседству с заводами мировых лидеров выросли местные заводы, выпускающие модели, копирующие модели иностранцев. Поэтому-то ценообразование у последних в Китае не дискриминационное — не забалуешь. У нас ситуация обратная. Мне известен пример строительства в России крупного завода очень крупной западной компании, когда российских подрядчиков сознательно не допускают к первичной техдокументации. И это, видимо, типичная ситуация.

Как мне кажется, главная проблема нашего автопрома в том, что им всерьез никто не занимается. Инвестируют иностранцы в Россию — и ладно, все ж лучше, чем ничего. В норме спасать АвтоВАЗ ради недопущения социального взрыва в Тольятти. Или вот разработана программа развития автопрома России до 2020 года. Понять из нее, на что мы делаем ставку — на несуверенное импортозамещение, на интеграцию в мировое разделение труда или на создание собственного автопроизводства мирового уровня, — невозможно. Один мой знакомый бизнесмен, бывший ученый и чиновник, дал описание «чиновника-импотента», который много суетится, говорит и сорит деньгами, но труд его не создает видимых плодов. Чиновники, занятые проблемами российского автопрома, похоже, как раз из этой группы. Все, что происходит в нашей отрасли легковых автомобилей, сейчас идет по плану частных компаний, причем в основном иностранных. Государство же не может ни родить нормальную программу развития национального производителя (что потребует многих миллиардов, если не десятков миллиардов долларов, вливаний и покупки ряда ключевых заводов и технологий либо очень тесную кооперацию с одним из лидеров рынка), ни проконтролировать процесс сдачи нашего рынка легковых автомобилей западным производителям. Похоже, первая задача нашим чиновникам сейчас просто не по плечу. Но вот почему не может быть исполнена вторая, для меня остается загадкой. Ведь организовать полноценную конкуренцию в России не так сложно, как создать с нуля новый современный автозавод. Не такие богатые, как в развитых странах, потребители из среднего класса лишь спасибо скажут.