Привыкайте к форс-мажору

Извержение вулкана в Исландии продолжает негативно влиять на европейские и трансатлантические авиаперевозки. Авиакомпании и аэропорты все больше недовольны действиями регуляторов

В понедельник 17 мая многие аэропорты Британии, включая лондонские Хитроу и Гатвик, вновь были закрыты из-за облака вулканического пепла. Перерыв в работе составил менее суток, но вызвал хаос в авиаперевозках — были отменены тысячи рейсов, а пассажиры бросились скупать билеты на паромы и поезд Eurostar, соединяющий Британию с континентом. Это уже четвертый подобный эпизод с середины апреля. Всего же с начала извержения исландского вулкана Эйяфьятлайокудль 14 апреля в разное время свое воздушное пространство закрывали тридцать стран Европы.

Ограничения на полеты накладываются вновь и вновь, и конфликт между регуляторами и авиакомпаниями нарастает. По мнению последних, аэронавигационные службы чрезмерно перестраховываются, закрывая воздушное пространство в тысячах километров от вулкана. В конце мая авиакомпании добились повышения уровня предельной концентрации пепла в атмосфере, при достижении которого полеты могут быть признаны небезопасными. Но ритмичной работы европейских аэропортов это не гарантирует. Похоже, авиапассажирам стоит привыкнуть к тому, что время от времени рейсы отменяются.

Небесный хаос

Ситуация с воздушными перевозками нынешней весной беспрецедентна. По данным IATA, в Европе за это время было отменено более 100 тыс. рейсов. В некоторые дни не выполнялась треть всех рейсов в мире, поскольку ключевые хабы (Лондон, Париж, Франкфурт и Амстердам) были закрыты. За одну апрельскую неделю авиакомпании потеряли 3,2 млрд долларов, размер недополученной прибыли составил 1,7 млрд долларов. Но и после того, как аэропорты начали работать, быстро вернуться к привычному расписанию не удалось — сотни европейских самолетов оказались за тысячи километров от своих баз.

В результате транспортного паралича не смогли вылететь 1,2 млн пассажиров. В особо сложном положении оказались Британия и Ирландия, которые отделены от континентальной Европы морем. Проходящий по туннелю под Ла-Маншем поезд Eurostar и паромы не могли справиться с потоком пассажиров. Британские власти отправили пять кораблей ВМС, чтобы помочь вернуться на родину застрявшим за пределами страны соотечественникам — их было свыше 150 тысяч. Когда полеты возобновились (20–22 апреля), авиакомпаниям потребовалось более недели, чтобы вывезти всех пассажиров.

Пострадали не только авиакомпании, но и европейская экономика в целом. Не могли нормально функционировать финансы и бизнес-услуги, были прекращены поставки некоторых видов товаров. Хотя авиация обслуживает всего 1% международной торговли, эти товары обычно имеют короткий срок жизни. В результате фермеры в Кении были вынуждены выбросить миллионы цветов, а в Марокко и Египте — тысячи тонн овощей и ягод, которые не могли быть доставлены в Европу. Nissan и BMW на несколько дней приостановили производство, поскольку не могли получить некоторые детали.

Против регуляторов

Снятие запрета на полеты в апреле стало результатом давления авиакомпаний и аэропортов на аэронавигационные власти. По мнению авиакомпаний, которые провели многочисленные тестовые полеты и не обнаружили никаких проблем, навигационные службы проявили чрезмерную осторожность. Решение о закрытие воздушного пространства над Европой принималось на основе компьютерных моделей, а не действительных измерений. Поэтому во многих странах началось расследование того, насколько оправданно было закрытие аэропортов на столь продолжительный срок.

В некоторых случаях авиакомпании фактически выкручивали руки аэронавигационным агентствам. Например, британские аэропорты открылись вечером 20 апреля лишь после того, как British Airways направила двадцать своих дальнемагистральных самолетов, застрявших в удаленных аэропортах (в Америке и в Азии), назад в лондонские аэропорты Хитроу и Гатвик. Служба гражданской авиации Британии (САА) не давала разрешения на их посадку в Лондоне, настаивая на посадке в Ирландии или Нидерландах, где аэропорты к тому времени уже работали. Тогда, по сведениям источника «Эксперта», знакомого с ситуацией, ВА выступила с ультиматумом: или САА откроет лондонские аэропорты, или самолеты настолько выработают топливо, что их переадресация в соседние страны станет невозможной и им придется совершить экстренную посадку в аэропортах лондонского авиаузла. Диспетчеры сдались.

Как заявил глава Международной организации гражданской авиации (ИКАО) Джованни Бизиньяни, «европейские правительства приняли решение, ни с кем не посоветовавшись и не оценив степень риска адекватно. Оно базируется на теоретических выкладках, а не на фактах». Под давлением авиационной отрасли министры транспорта стран ЕС провели в конце апреля срочную видеоконференцию. На ней было решено, что запрет полетов коснется только той зоны распространения вулканического облака, в которой концентрация пепла превышает критические показатели. На тот момент речь шла о секторе над Северной Атлантикой, находящейся за сотни километров от ближайших аэропортов Норвегии и Британии.

Нет у извержения конца

Но в мае аэропорты все равно закрывались, хотя и в меньших масштабах. В самом начале месяца на несколько дней были закрыты аэропорты Ирландии и Шотландии, а также севера Англии. Спустя несколько дней аэронавигационные власти закрыли аэропорты Португалии, севера Испании и Италии. А в середине мая не работали аэропорты Ирландии, Британии и Нидерландов.

Продолжающиеся ограничения вызвали новую волну недовольства авиакомпаний. Президент Virgin Atlantic Ричард Брэнсон назвал последнее закрытие британских аэропортов «неудачной шуткой» властей. «За неделю до этого во Франции было произведено более тысячи полетов из аэропортов, которые имели похожие условия по концентрации пепла в атмосфере. И никаких проблем с безопасностью полетов это не вызвало», — отметил сэр Брэнсон.

Похожее заявление сделала British Airways, которая посчитала, что аэронавигационные власти вводят «чрезмерные запреты», а авиакомпания не доверяет теоретической модели, которая используется для расчетов передвижения вулканического облака. «Как глобальная авиакомпания, мы имеем многолетний опыт осуществления полетов в районах высокой вулканической активности. Мы полагаем, что у авиакомпаний больше опыта в определении того, насколько безопасно осуществлять полеты», — утверждается в сообщении BA.

Но согласно установленным правилам закрытие аэропортов и отмена рейсов остаются в руках национальных аэронавигационных служб. По мнению Стивена Райта, профессора британского Университета Лидса, эти службы предпочитают перестраховаться, чтобы защитить высокие стандарты безопасности полетов, которые характерны для большинства стран Европы. Это подтверждают заявления самих регуляторов. Так, глава Ирландской службы авиации Эймон Бреннон заявил, что закрытие аэропортов и воздушного пространства «может происходить периодически в течение лета из-за непредсказуемости поведения облака пепла».

По мнению же вулканологов, извержение Эйяфьятлайокудля продолжится в ближайшие месяцы, а возможно, продлится годы. Авиакомпаниям и пассажирам придется смириться с постоянным форс-мажором.

Лондон