Пока не поздно

Ирина Мак
7 июня 2010, 00:00

Четырнадцатилетняя Женя Осинкина, отважная девочка из приличной московской семьи, бросается на помощь старшему другу, осужденному за убийство, которого не совершал. На видавшей виды «Волге», в сопровождении взрослых помощников и друзей, которыми обрастает по пути, она едет в Сибирь…

«Завещание поручика Зайончковского», завершающее трилогию «Дела и ужасы Жени Осинкиной», начатую в «Тайне гибели Анжелики» и продолженную «Портретом неизвестной в белом», ждали родители и дети. Если, конечно, можно назвать детьми тинейджеров, оказавшихся в литературном вакууме и в отсутствие качественных отечественных книг перечитывающих «Гарри Поттера». Но автора — знаменитого историка литературы — «Гарри Поттер» не смущает. Угнетает — ее и нас — отсутствие наших собственных литературных героев. Которых в изобилии в романах про Женю Осинкину, местами, может быть, излишне назидательных, но исключительно обнадеживающих в своем оптимизме.

Объясняя свое неожиданное обращение к беллетристике для детей, Мариэтта Омаровна цитирует Цветаеву: «Писать надо только те книги, от отсутствия которых страдаешь». Страдания вылились в радищевское путешествие по детективной схеме: дети едут по стране, наблюдая и комментируя увиденное куда точнее, чем делает это наша пресса. То, от чего у взрослых руки опускаются, их толкает на подвиг. Брошенные поля, загаженные дворы, пьянство и невежество, подсаженная на наркоту забытая богом деревня и детский туберкулезный санаторий на Алтае, который грозятся закрыть (история имеет реальный подтекст — санаторий существует, и спасен он был стараниями автора книги), плюс экскурсы в историю, объясняющие нынешнюю ситуацию, — это та правда жизни, о которой страшно думать, не то что говорить с детьми. Но — надо, и срочно. Иначе будет поздно.