Борьба за качество

5 июля 2010, 00:00

В условиях жесткой конкуренции, несовершенства законодательства в области госзакупок недобросовестные участники рынка оценки демпингуют. Одно из наиболее негативных следствий оценки по заниженным ценам — снижение ее качества. О том, какие действия сегодня предпринимаются в компаниях для сохранения и повышения качества оценки и что сегодня является показателем качества услуг, рассказывают руководители оценочных компаний

Станислав Новиков, партнер компании ФБК (PKF):

— В компании ФБК уже давно сложилась и эффективно работает система внутреннего контроля качества услуг, которая очень хорошо себя зарекомендовала перед нашими клиентами и партнерами. Дополнительным подтверждением тому явился факт получения нами в 2010 году сертификата соответствия системы менеджмента качества ISO 9001–2008.

Мы постоянно проводим внутреннее и внешнее обучение своих сотрудников, а также различные мероприятия для повышения их квалификации. Участвуем в актуальных семинарах и конференциях, чтобы быть в курсе текущей ситуации в экономике.

И главное, мы не участвуем в конкурсах и тендерах, где предварительная или ориентировочная стоимость услуг по оценке близка или ниже нашей себестоимости, что может повлиять на качество услуг. При этом мы всегда стараемся объяснить клиенту, из чего складывается стоимость наших услуг и какие последствия и для нас, и для него могут быть при снижении качества из-за снижения стоимости.

Качество услуг характеризуется репутацией оценочной компании на рынке, успешным опытом в реализации аналогичных проектов и успешным прохождением экспертизы отчетов в СРО, а также стабильной и понятной ценовой политикой в отношении своих услуг.

Александр Жигло, президент компании «Русская Служба Оценки»:

— В подавляющем числе случаев заранее известно, интересует ли заказчика качество оценки. Поэтому борьба за качество начинается с добровольного отказа от целого ряда состязаний, в которых на первом месте стоит демпинг или получение заранее известного результата. Нельзя сегодня декларировать курс на повышение качества, а завтра отправлять своих сотрудников на проект, ничего общего не имеющий с независимой оценкой.

Второе и самое главное — это, конечно, обучение сотрудников. Формальным соблюдением оценочных стандартов уже никого не удивишь, а вот с пониманием сути экономических процессов и овладением набором экономико-математических методов дело обстоит гораздо хуже.

Третье условие — правильные бизнес-процессы. Если «театр начинается с вешалки», то оценочная практика начинается с комфортного для клиентов и сотрудников офиса и заканчивается своевременной отправкой аккуратного отчета. Вот по этим направлениям мы и работаем.

Но лучше всего качество услуг оценочной компании характеризует не то, что она сама об этом говорит, а то, что об этом говорят аудиторы, банкиры и коллеги-конкуренты.

Андрей Виляев, заместитель генерального директора ООО «Росэкспертиза»:

— Сегодня многие оценочные компании используют практику демпинга. В долгосрочной перспективе это тупиковый путь развития.

Компании, ведущие бизнес за счет демпинговых цен, стремятся минимизировать затраты. А для оценочной компании основные затраты — это высокопрофессиональные сотрудники и эффективная система контроля качества.

Нашему клиенту нужен качественный продукт, который не влечет за собой каких-либо рисков для корпоративных сделок. К тому же стоимость услуг оценщика несоизмерима со стоимостью вовлекаемых в каждую конкретную сделку активов, поэтому для клиента на первый план выходит надежность оценщика, его реноме на рынке, проверенный опыт взаимодействия.

Результатом работы оценщика должен быть не только красиво составленный отчет с множеством формул и графиков. Основная задача оценщика — понять рынок, дать реальную оценку актива или обязательства и создать при этом комфорт взаимодействия для клиента.

Работа по сохранению и повышению качества ведется нами постоянно. Это и кадровая политика компании, и четкая система контроля качества работ на всех стадиях реализации проектов.

Кирилл Кулаков, первый заместитель генерального директора ООО «Центр независимой экспертизы собственности»:

— В борьбе с таким негативным явлением, как падение качества услуг оценки в результате заниженных цен, можно предпринять несколько основных действий.

Во-первых, государство должно зафиксировать в конкурсной документации более жесткие параметры по критерию профессионализма и опыта оказания услуг, а также должен быть увеличен удельный вес указанных параметров в итоговой интегральной оценке при определении победителя конкурса.

Во-вторых, саморегулируемые оценочные организации должны проводить инициативную проверку оценщиков, которые прибегли к демпингу при проведении конкурса на оценку.

В-третьих, оценочным компаниям необходимо выстроить четкую структуру внутреннего контроля отчетов по оценке с персональной финансовой и административной ответственностью оценщика-исполнителя.

Помимо вышеизложенного, качество услуг, как в докризисное, так и в настоящее время, всегда будет подтверждаться наработанной репутацией конкретного оценщика или узнаваемым брендом компании.