Без этой небольшой книги, изданной в 1928 году, не было бы современных public relations. Все, что с тех пор написано по этой теме, — всего лишь перепевы, пересказы, интерпретации, модификации или попросту плагиат. Фигура автора стоит отдельного разговора. Первое, что обычно говорят, — племянник Фрейда. Факт родства, конечно, обстоятельство выразительное, но чисто внешнее. Эдвард Бернейс и сам по себе, без дяди, фигура примечательная, едва ли не первый в истории человек, которого можно смело назвать профессиональным пиарщиком. Родился в Вене в 1891-м, умер в 1995-м. Совсем молодым перебрался за океан, но успел проникнуться революционными идеями дяди Зигмунда, связанными с ролью подсознательного в поведении людей. Его ноу-хау — внедрение в практику науки массового убеждения. Стартовый проект, с которого началась карьера, — организация рекламной кампании всеамериканского турне балета Сергея Дягилева 1915 году. Потом были General Motors, Procter and Gamble, GE, работа с американскими президентами, самые разнообразные проекты, от чисто коммерческих и политических до художественных, благотворительных и социальных. Говорят, что среди его клиентов могли оказаться Гитлер и Франко, но Бернейс отказался от этих предложений.
В главной его книге — впервые на русском — рассказывается о сути рекламных механизмов, обращенных к самым примитивным чувствам и рефлексам, о неизбежном слиянии бизнеса и политики, об универсальности приемов, которые одинаково годятся и для продажи мыла, и для избирательных кампаний, и даже об этике пиара. И о том, что при желании реклама может эффективно работать для общественного блага. Текст не архаичен, напрочь лишен цинизма и пафоса. Но очень досадно, что издатели сэкономили на редакторе, научном аппарате и комментариях.