О последствиях сделки

Русский бизнес
Москва, 23.08.2010
«Эксперт» №33 (717)

Одна из ключевых проблем калийной отрасли — поставки хлористого калия отечественным производителям сложных удобрений. Последние, благодаря содействию ФАС, закупают их по ценам, в разы ниже мировых. Вероятно, от этого абсурдного бремени, которое стоит калийщикам 100–150 млн долларов ежегодно, новые владельцы избавят свои активы уже в ближайшее время.

Весьма интересным оказывается широко обсуждаемый вариант объединения двуглавого калийного монстра с холдингом «Фосагро». Входящие в него предприятия специализируются на производстве тех самых сложных удобрений и покупают хлоркалий. Вместе с тем, главный актив холдинга, горнодобывающее ОАО «Апатит», подобно калийщикам, производит второй, еще более распространенный компонент сложных удобрений — концентрированное фосфорсодержащее сырье. Альянс калийщиков с «Фосагро» дает прекрасную структуру: она одновременно и специализирована (на производстве минеральных удобрений), и диверсифицирована (два вида химикатов), и вертикально интегрирована (сырье и конечный продукт), ну и, наконец, по размеру оказывается в числе крупнейших агрохимических корпораций мира.

Объединенная компания сможет поиграть в консолидацию и с другими участниками агрохимического рынка — в первую очередь с россошанскими «Минудобрениями» и холдингом «Акрон», активно потребляющими пока дешевый хлоркалий и апатитовый концентрат. Холдинг «Акрон», принадлежащий бизнесмену Вячеславу Кантору, представляет особый интерес. Ведь именно он в 2005 году заполучил на аукционе лицензию на участок Верхнекамского месторождения, находящийся в непосредственной близости от «Сильвинита» и «Уралкалия», правда, пока так и не нашел возможности вплотную приступить к его освоению.

Консолидация агрохимических активов и использование административных ресурсов их покровителей могли бы решить ряд застарелых структурных проблем калийного и агрохимического бизнеса, таких как транспортировка сырья. Так, в калийном бизнесе логистические расходы на перевозки внутри страны почти равны заводской себестоимостью хлоркалия. Одна из очевидных возможностей, требующих лишь внутрикорпоративных действий и инвестиций, — совместное использование двумя калийными компаниями принадлежащего «Уралкалию» портового терминала в Санкт-Петербурге, благодаря чему стоимость транспортировки грузов «Сильвинита» может снизиться приблизительно на 10 долларов за тонну (около 40 млн долларов в год). Самая важная и сложная задача — изменение политики тарифообразования монополии железных дорог, в частности, представление скидок и понижающих коэффициентов. Наконец, в долгосрочной перспективе для калийных компаний весьма актуально строительство сквозной железнодорожной ветки из Соликамского тупика, которая необходима для наращивания производства, она может избавить транспортный узел от проблем с перегрузкой, укоротить маршрут и снизить стоимость доставки.       

Новости партнеров

«Эксперт»
№33 (717) 23 августа 2010
Инфляция
Содержание:
Не навреди

Нынешний разогрев продовольственных цен носит конъюнктурный и во многом психологический характер. Было бы крайне неуместно реагировать на него ужесточением денежной политики ЦБ, нанося удар по хрупкому посткризисному росту в реальном секторе экономики

Реклама