Встречное движение

Культура
Москва, 21.03.2011
«Эксперт» №11 (745)
Начо Дуато выпустил вечер одноактных балетов в Михайловском театре

Фото: Стас Левшин/Михайловский театр

Премьеры звезд мировой хореографии в России столь редки, что все еще вызывают ажиотаж самим фактом своего появления. И вечер испанца Начо Дуато, ярчайшей фигуры в современном балете, не мог пройти незамеченным. Еще недавно известный на отечественных просторах скорее именем, нежели своими постановками, Дуато превратился в любимца балетоманов буквально на глазах. Сначала он выпустил балет Na Floresta в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в Москве, потом отдал права на свой Remanso проекту «Короли танца», которые проехали через всю Россию, а прошлым летом приехал на Чеховский фестиваль со своей Национальной танцевальной компанией Испании.

Однако в Михайловском театре Дуато дебютировал не как приглашенная звезда, а в качестве нового художественного лидера. Директор театра Владимир Кехман при всей непоследовательности своей политики отличается редким чутьем на то, что сегодня в наибольшей цене. И едва отношения Дуато с испанскими культурными властями зашли в тупик, Кехман предложил ему пост худрука балетной труппы Михайловского. Для отечественного искусства это шаг еще более невероятный, чем некогда сотрудничество с зарубежными специалистами в спорте. Русский балет обрел мировую мощь благодаря тому, что в XVIII—XIX веках его совершенствовали гранды, собранные со всего мира, а последним балетным легионером на руководящем посту был Мариус Петипа, чьи полномочия закончились в 1903 году. Но сам факт иностранного присутствия не самый пугающий для отечественного балетного сознания. Гораздо хуже выглядят предостережения, что Начо Дуато — радикал-модернист, не имеющий не только вагановской, но вообще никакой классической школы, и за его спиной — работа в авторской компании, которую составляло несколько десятков человек, тогда как традиция исполнения русского балета требует исключительно одновременного присутствия на сцене сотни танцовщиков.

Тройчатку одноактных балетов новый худрук подготовил в рекордные два с половиной месяца. И выглядит она не рядовой премьерой, а программным заявлением Дуато, гораздо более точным, чем программные интервью, искаженные двуступенчатым переводом с испанского через английский.

Для первого знакомства Начо Дуато выбрал два признанных шедевра, а завершил программу спектаклем, созданным для своих новых танцовщиков. Страхи тех, кто ожидал от хореографа радикализма, не оправдались. Испанец хотя и не имеет диплома государственного образца об окончании хореографического училища, прекрасно владеет классической базой, и именно она лежит в основе его комбинаций, поражающих воображение своим разнообразием. Показательно, что в обоих старых спектаклях были заняты те, кто несет на себе всю тяжесть традиционного репертуара.

Планку Дуато установил высоко: «Без слов» на музыку Шуберта и «Дуэнде» на музыку Дебюсси он создавал в 1990-х для виртуозов American Ballet Theatre и Netherlands Dans Theatre. Танцовщики Михайловского театра имеют минимальные представления об актуальной хореографии (их единственный опыт — «Минорные

Новости партнеров

«Эксперт»
№11 (745) 21 марта 2011
Кризис в Японии
Содержание:
Планетарное коварство

Сейсмологи честно признают, что точно спрогнозировать японскую катастрофу не только не могли, но и вообще не имеют для этого соответствующего научного инструментария

Международный бизнес
Экономика и финансы
Реклама