На терминале D потеряли половину

9 мая 2011, 00:00
Фото: ИТАР-ТАСС
Этот терминал обошелся «Аэрофлоту» слишком дорого

Гендиректор Международного аэропорта Шереметьево (МАШ) Михаил Василенко и глава «Аэрофлота» Виталий Савельев достигли договоренности об утверждении результатов оценки стоимости ОАО «Терминал» (владеет и управляет терминалом D), которую провела компания Ernst & Young. Это первый шаг на пути реализации правительственного решения по укрупнению аэропорта Шереметьево и последующему слиянию его с Внуково.

Терминал D, которым владеют «Аэрофлот» (52,82%), ВЭБ (25%) и ВТБ (22,18%), был оценен Ernst & Young всего в 345 млн долларов при долге в 765 млн, тогда как все остальные терминалы в аэропорту Шереметьево, принадлежащие государственному МАШу, Ernst & Young оценила в 1,74 млрд долларов при чистом долге 237 млн долларов. У акционеров «Терминала» такая оценка их актива на первых порах вызвала настоящий шок. Они открыто называли ее некорректной и несправедливой. Так, например, Виталий Савельев прямо заявил, что «Терминал» должен стоить дороже. Эту точку зрения разделяет и ВЭБ. По словам главы ВЭБа Владимира Дмитриева, эксперты Ernst & Young оценивали текущее положение дел, а надо смотреть в том числе и на потенциал развития бизнеса. «Несмотря на высокую долговую нагрузку ОАО “Терминал”, у этой компании довольно эффективная бизнес-модель. Мы все просчитали, она нормально работает», — заявил г-н Дмитриев. Возмущение акционеров терминала D легко объяснимо. Только на строительство этого объекта и оснащение его необходимым оборудованием было потрачено более 1 млрд долларов. Но игра стоила свеч. Терминал D стал не только самым современным, но и самым крупным пассажирским терминалом из всех, что есть в Шереметьево. Его пропускная способность сейчас составляет около 12 млн пассажиров в год. Это более половины пассажиропотока всего аэропорта Шереметьево, который по итогам прошлого года обслужил 19,3 млн человек. Важно и то, что терминал D был специально создан для обслуживания рейсов «Аэрофлота» и его партнеров по альянсу SkyTeam, которые являются наиболее выгодными клиентами, в отличие, например, от пассажиров дисконтных авиакомпаний, которые летают из старого здания Шереметьево-1, принадлежащего МАШу.

Тем не менее оспаривать оценку Ernst & Young «Аэрофлот», ВТБ и ВЭБа не стали. Как заявил журналистам Михаил Василенко, после долгих консультаций партнерам стало ясно, что существенного изменения стоимости объединяющихся активов не произойдет, поэтому решено было утвердить существующие результаты оценки. Впрочем, некоторые эксперты уверены, что позиция акционеров терминала D в корне изменилась после того, как премьер-министр России Владимир Путин на совещании, посвященном развитию аэропортов московского авиаузла, принял решение объединить Шереметьево и Внуково в одну компанию и поручил заинтересованным сторонам в кратчайшие сроки этот процесс завершить.

Исходя из данных оценщика, в укрупненном Шереметьево государство получит 83% акций, а владельцы терминала D — 17%. Из этого пакета около 9% акций достанется «Аэрофлоту» и по 4% акций ВЭБу и ВТБ. По словам Василенко, объединение активов займет два-три месяца. Это время необходимо для того, чтобы МАШ провел дополнительную эмиссию своих акций и оплатил ими покупку «Терминала». Как заявил «Эксперту» Михаил Василенко, после этой сделки капитализация объединенного Шереметьево, по его расчетам, достигнет 2,2 млрд евро (или 3,3 млрд долларов), и аэропорт уже будет готов к слиянию с Внуково. Таким образом, суммарная доля «Аэрофлота», ВТБ и ВЭБа в новой компании будет оцениваться примерно в 560 млн долларов. То есть нынешние владельцы терминала D потеряют примерно половину своих инвестиций, вложенных несколько лет назад в аэропортовый бизнес.