Задел под качественные перемены

Спецвыпуск
Москва, 19.09.2011
«Эксперт» №37 (770)
Самарской области удалось в процессе восстановления экономики после кризиса заложить основу для нового этапа развития

Фото предоставлено правительством Самарской области

В регионе с участием властей реализуются крупные проекты, которые дадут результат уже в 2012–2013 годах. Среди них — особая экономическая зона промышленно-производственного типа, технопарк в сфере высоких технологий «Жигулевская долина», реконструкция международного аэропорта Курумоч. Уже приносят плоды масштабные программы господдержки в сельском хозяйстве, прежде всего в животноводстве. Новые перспективы открывает подготовка Самары к чемпионату мира по футболу в 2018 году. Об этих проектах и общей экономической стратегии региона рассказал губернатор Самарской области Владимир Артяков.

Смогли удержаться

Владимир Владимирович, как вы оцениваете динамику восстановления региона от последствий экономического кризиса?

— Мы находимся в фазе активного посткризисного восстановления. Экономический рост в Самарской области в 2010 году составил почти 107 процентов (в среднем по России — 104 процента). И если первоначально планировали выйти на уровень 2008 года к 2015 году, то сейчас ориентируемся на более ранний срок — 2012-й.

Рост идет во всех базовых отраслях региона. Начал выравниваться АвтоВАЗ: увеличиваются объемы производства, организуется выпуск новых моделей. «Роснефть» в Самарской области модернизирует нефтепереработку, вкладывая ежегодно по миллиарду долларов в свои НПЗ, наращивает добычу нефти. «Куйбышевазот» создает новые производства, приобретает активы в России и за рубежом. Новые перспективы появляются у «Тольяттикаучука» после смены собственника головной компании — СИБУРа. Предприятие работает по долгосрочным контрактам и даже в кризис не испытывало особых проблем.

Кстати, именно нефтехимия помогла региону устоять во время кризиса и стабилизировать на определенном уровне выполнение социальных программ, ни одна из которых не была свернута.

На поддержку АвтоВАЗа государство выделило 75 миллиардов рублей…

— Наша область оказалась одной из наиболее пострадавших от кризиса, удар пришелся прежде всего по машиностроению. На АвтоВАЗе ситуация была критической. Стало ясно, что нужно принимать неординарные меры. Благодаря личной поддержке Владимира Владимировича  Путина завод получил необходимую государственную помощь, которая позволила стабилизировать ситуацию и создать условия для дальнейшего развития предприятия. Хотя по сути ничего нового мы не придумали — все страны мира поддержали свой автопром. Мы даже немного опоздали — я имею в виду программу утилизации старых автомобилей. В мире она стартовала на год раньше, чем у нас.

Для Тольятти, крупнейшего моногорода России, был разработан комплекс антикризисных мер с привлечением федеральных и региональных бюджетных ресурсов. Основная мера — помощь в трудоустройстве тем, кто потерял работу. На АвтоВАЗе была оптимизирована численность сотрудников на 30 тысяч человек. При этом часть людей ушла на пенсию, а остальным были предоставлены новые рабочие места. Найти новую работу для такого количества людей в условиях моногорода было очень сложно. Тем не менее эту программу мы выполняли и выполняем до сих

Новости партнеров

«Эксперт»
№37 (770) 19 сентября 2011
Ликвидность и рост
Содержание:
Не в деньгах несчастье

Несмотря на некоторый дефицит рублевой ликвидности, ситуация в банковской системе далека от кризисной, а темпы роста кредитов более или менее соответствуют спросу на деньги реального сектора экономики. Замедление динамики промышленного производства, вероятнее всего, определяется немонетарными факторами

Международный бизнес
Экономика и финансы
Реклама