Возвращение формы

Дмитрий Миндич
3 октября 2011, 00:00

Ценовая конъюнктура сырьевых товаров, оживление потребительского спроса и размораживание инвестиционных программ позволили российскому крупному бизнесу отвоевать утраченные в кризис позиции

Иллюстрация: picvario.com

Крупный российский бизнес, как показывает анализ нашего очередного рейтинга «Эксперт-400», смог отыграть большую часть потерь, понесенных в результате кризиса 2008–2009 годов. Средний номинальный рост выручки 400 крупнейших компаний России составил в 2010 году 20,2%. В результате совокупные продажи участников рейтинга после провала 2009 года вновь вплотную приблизились к рекордному докризисному показателю — до заветной планки 1,142 трлн долларов они недотянули немного, 36 млрд долларов (см. график 1).

В прошлогоднем обзоре, анализируя заявленные в 2010 году инвестиционные программы крупных компаний, мы предположили, что восстановительный рост будет быстрым, однако никакого заметного влияния на изменение структуры нашего крупного бизнеса он не окажет. Так и произошло.

Локомотивом посткризисного восстановления стали «крупнейшие среди крупных». Вклад первых 40 компаний в совокупную выручку участников рейтинга превышает вклад следующих за ними 40 предприятий почти в шесть раз. В целом выручка 40 лидеров более чем в 1,6 раза выше совокупной выручки остальных представленных в рейтинге компаний, вместе взятых.

Такая картина остается неизменной на протяжении последних лет. При этом практически не меняется и отраслевая структура участников лидирующей группы — первую скрипку в верхней части рейтинга продолжают играть компании нефтегазовой отрасли, черной и цветной металлургии, банковского сектора, розничной торговли, транспорта и телекоммуникационной отрасли (см. таблицу 1). Изменения заметны только в сокращении представительства машиностроительных компаний и увеличении доли производителей электроэнергии. Иными словами, эти данные иллюстрируют вполне банальный вывод: вызванный кризисом 2008–2009 годов шок ни в коей мере не сказался на структуре российской экономики. Основные двигатели ее роста остались прежними — это спрос и ценовая конъюнктура сырьевых товаров, а также оживление потребительского спроса. Единственным новым драйвером оказался отложенный из-за кризиса инвестиционный спрос.

В целом крупный российский бизнес был похож на воздушный шарик, из которого сначала выпустили воздух, а потом снова надули — и шарик приобрел прежние очертания.

Наше всё

Вклад добывающих отраслей промышленности, а также черной и цветной металлургии в совокупную выручку компаний — участниц рейтинга составил без малого 42% (см. таблицу 2). Эта доля оказалась несколько меньше, чем в 2008 году (46,7%), главным образом за счет сокращения представительства компаний черной металлургии. Впрочем, на изменении «веса» обрабатывающих отраслей промышленности это не отразилось — их доля в общей выручке сократилась примерно в той же пропорции (12,8% против 15,9%).

Доходы нефтегазовой отрасли росли как за счет увеличения физических объемов добычи (в 2010 году добыча нефти достигла максимума за весь постсоветский период, а добыча газа увеличилась сразу на 11,4%), так и благодаря быстрому восстановлению докризисного уровня цен на энергоносители на мировом рынке. В целом выручка предприятий отрасли в 2010 году выросла на 21,3%.

Восстановление спроса на внутреннем и внешнем рынках, а также благоприятная ценовая конъюнктура позволили предприятиям черной металлургии в значительной мере наверстать упущенное в кризисном 2009 году. В среднем объемы реализации 14 крупнейших компаний отрасли выросли в 2010 году на 40,2%. Восемь из них смогли превысить (в номинальном выражении) докризисные показатели выручки. Среди лидеров по темпам роста — группа «Кокс» (64%), «Мечел» (62,2%), Трубная металлургическая компания (54,4%), ЧТПЗ (52,3%) и «Амурметалл» (51,5%).

Демонстрировала улучшение показателей и цветная металлургия. В среднем компании отрасли увеличили выручку на 35% и превысили по этому показателю докризисный результат (в номинальном выражении).

Тем не менее по сравнению с 2008 годом металлургических предприятий в списке крупнейших предприятий России стало намного меньше — покинувшие рейтинг в 2009 году компании Серовский завод ферросплавов, ВМЗ «Красный Октябрь», Златоустовский металлургический завод и Косогорский металлургический завод вернуться в него так и не смогли. К сожалению, в этом списке ушедших и не вернувшихся оказались практически все российские производители специальных сталей и сплавов.

Потребители взялись за старое

Российские потребители сравнительно быстро пришли в себя после треволнений 2008–2009 годов, что дало возможность ориентированным на массовый спрос компаниям продемонстрировать высокие темпы роста и вернуть утраченные позиции.

Оборот розничных компаний увеличился в среднем на 21,8%. Среди вошедших в рейтинг розничных сетей нет лидеров и аутсайдеров — все представленные компании показали схожие результаты. Из общей картины выбивается лишь группа предприятий АСПЭК, которая скакнула сразу на 290 позиций, увеличив выручку на 216,4% (см. таблицу 3). Такие головокружительные успехи представители компании объясняют вхождением в ее капитал «Башнефти», что позволило значительно увеличить выручку нефтепродуктового дивизиона холдинга.

Одним из главных выгодоприобретателей от выхода потребительского спроса из кризисной спячки стал автопром. После провала в 2009 году выручка вошедших в рейтинг автопроизводителей выросла в среднем на 46,2%, причем восстановлением рынка смогли воспользоваться как отечественные компании, так и локализованные в России производители иномарок. В результате в число крупнейших компаний страны смогли вернуться сразу три автопроизводителя, выпавшие из состава участников нашего прошлого рейтинга: «Джи-Эм Авто», «Джи-Эм АвтоВАЗ» и группа компаний «Автотор». Причем последняя смогла показать одни из самых высоких темпов роста выручки среди всех компаний, включенных в рейтинг (97,8%), в первую очередь за счет увеличения выпуска бюджетных автомобилей. Кроме того, в рейтинг впервые вошли «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус», а также запущенный только в апреле 2010 года завод «ПСМА Рус» («Пежо-Ситроен» и «Мицубиси Моторс»)

Постепенное возвращение россиян к докризисным потребительским привычкам положительно сказалось и на результатах производителей товаров массового потребления. В частности, среди 20 наиболее динамичных компаний рейтинга оказались сразу два изготовителя телевизионной техники — запущенный в 2008 году в Калужской области завод Samsung Electronics, выручка которого за год увеличилась на 116,7%, и занимающееся контрактной сборкой калининградское предприятие «Телебалт» (115,2%).

Телекоммуникационные компании увеличили темпы роста выручки почти в два раза — с 5,0% в 2009 году до 9,6% в 2010-м. Однако в этой отрасли рост выручки сдерживается насыщенностью рынка и высокой конкуренцией. Как и в прошлогоднем рейтинге, среди телекоммуникационных компаний выделяется оператор-дискаунтер «Tele2 Россия», который в 2010 году увеличил выручку на 36,4%. Кроме того, значительно прибавила группа компаний «Мегафон», выручка которой выросла на 18,5%. В результате по этому показателю «Мегафон» вырвался на второе место среди операторов «большой тройки». Его внушительные на фоне основных конкурентов результаты в 2010 году были обусловлены, с одной стороны, завоеванием лидерских позиций в секторе мобильной передачи данных, а с другой — расширением бизнеса в секторе фиксированной связи после покупки группы «Синтерра» и ЗАО «Метроком».

Инфраструктура дождалась инвестиций

Отложенный инвестиционный спрос помог заметно увеличить доходы компаниям, занимающимся инфраструктурным строительством. В первую очередь выиграли предприятия, обслуживающие нефтегазовую и транспортную отрасли.

Возобновление крупных инвестиционных проектов в автодорожном и железнодорожном строительстве вывело компании «Мостотрест» и «Строй-трест» (100-процентная «дочка» мостостроительной компании «СК Мост») в число лидеров рейтинга по динамике роста выручки. То же можно сказать и о компаниях, специализирующихся на инжиниринге и промышленно-инфраструктурном строительстве нефтяных и газовых месторождений, а также на возведении трубопроводов. В среднем обороты компаний этого сектора выросли на 64%. Среди лидеров — «Газпром автоматизация» (рост на 127,9%), «СГК-Трубопроводстрой» (119,8%), «Сибтрубопроводстрой» (63,7%).

Шок, пережитый рынком недвижимости во время кризиса, и последовавшая за ним стагнация не позволили компаниям, специализирующимся на возведении жилья и коммерческой недвижимости, показать столь же внушительные результаты — в среднем вошедшие в рейтинг представители строительной отрасли увеличили выручку всего на 0,4%.

Быстрее всех из кризисной ямы выбирались крупные строительные холдинги с диверсифицированным портфелем проектов, участвующие в государственном и муниципальном заказе. Этим характеристикам полностью соответствуют компании «Мосстроймеханизация-5» и корпорация «Главстрой», которые сумели увеличить выручку на 122,1 и 31,9% соответственно после значительного спада в 2009 году. В целом даже с учетом инфляции оба участника рейтинга смогли превысить свои докризисные показатели. Еще одна ориентирующаяся на государственный заказ многопрофильная строительная компания, ГУСС «Дальспецстрой» при «Спецстрое» России, в портфеле проектов которой помимо объектов жилищного строительства есть спортивные и культурные объекты, а также автодороги и магистральные газопроводы, смогла увеличить выручку на 93,7%.

Важное условие роста: эти компании не подвержены политическим рискам или подвержены им в незначительной степени, что выгодно отличает их от одного из лидеров прошлогоднего рейтинга по темпам роста выручки — компании «Интеко», которая в 2010 году сократила доходы на 44,9%.

Еще одним драйвером послекризисного восстановления стал инвестиционный спрос в транспортной отрасли. После провальных второй половины 2008 года и всего 2009-го по итогам 2010 года объем железнодорожных грузоперевозок увеличился на 8,8%, что положительно сказалось на финансовых показателях операторов перевозок. Так, выручка компании — лидера транспортной отрасли, ОАО РЖД, по сравнению с показателями предыдущего года выросла на 18,5% (по итогам 2009-го — минус 4,7%).

Все это позволило разморозить инвестиционные программы как РЖД, так и других операторов железнодорожных перевозок. В свою очередь, это положительно отразилось на показателях компаний транспортного машиностроения, увеличение выручки которых в значительной степени обусловило общий рост показателей машиностроителей в нашем рейтинге. В частности, продажи «Трансмашхолдинга» поднялись на 14,5%, а «Уралвагонзавода» — на 51,9%.

Производители подвижного состава «Алтайвагон» и «Рузхиммаш» и вовсе вошли в число наиболее динамично растущих компаний — правда, в основном благодаря эффекту низкой базы, поскольку предыдущий, 2009-й, год в плане падения продаж оказался для них удручающим.

Рост инвестиций в инфраструктуру позволил поправить дела поставщикам дорожной и строительной техники: так, продажи дилеров ведущих зарубежных производителей «Либхерр-Русланд» и «Вольво Восток» после обвала 2009 года в 2010-м выросли на 102,7 и 73,9% соответственно, что позволило им войти в число 20 наиболее динамичных компаний рейтинга.

Оживление инвестиционной активности крупных предприятий тоже положительно сказалось на показателях компаний, оказывающих услуги в области корпоративных IT-решений. В целом средняя выручка предприятий из этого сегмента рейтинга выросла на 31,5% — больше, чем в остальных отраслях. Это и неудивительно — для менеджмента большинства крупных компаний кризис остро поставил вопрос о повышении эффективности корпоративного управления, а сделать это без внедрения IT-решений сегодня просто немыслимо.

Необходимая передышка

Один из лидеров прошлогоднего рейтинга по темпам роста доходов — банковская система — в 2010 году показал куда более скромные результаты. В среднем доходы крупнейших банков сократились на 6,2%, что отражает стабилизацию банковской системы после чересчур богатого событиями 2009 года (см. график 3).

Сокращение доходов в 2010 году было обусловлено низкими темпами роста кредитного портфеля крупнейших банков, а также постепенным снижением процентных ставок по кредитам. Рост кредитования сдерживался, с одной стороны, осторожностью заемщиков, а с другой — перенастройкой риск-менеджмента фининститутов, выбравших путь медленного, зато более здорового роста кредитных портфелей. Большинство крупных банков продолжали придерживаться консервативного подхода к срокам кредитования, требованиям к финансовому положению заемщика и обеспечению кредита. В целом год ознаменовался постепенным размораживанием кредитования как юридических, так и физических лиц, а быстрого возобновления кредитного бума никто и не ожидал.

Стоит отметить, что снижение доходов практически не отразилось на прибыли компаний отрасли. По динамике прибыли банковский сектор остается одним из лидеров рейтинга — в первую двадцатку наиболее прибыльных компаний входят все три крупнейших по объему выручки банка — Сбербанк, группа ВТБ и Газпромбанк (см. таблицу 4).

Банки, динамика доходов которых выбивается из общей картины, имеют между собой мало общего, поэтому говорить о появлении на банковском рынке каких-либо новых тенденций, обусловивших успех или неуспех той или иной модели бизнеса, не приходится. Так, Россельхозбанк выполняет функции оператора государственной программы поддержки АПК, поэтому многие действующие на рынке факторы влияют на его показатели относительно слабо. Специализация на высокомаржинальном потребительском кредитовании вкупе с дешевым фондированием позволила ОТП-банку увеличить доходы на 27%. Кризис стал серьезной проверкой для такой модели бизнеса, однако банк оказался к ней готов, и, несмотря на значительное увеличение доли просроченных кредитов в портфеле, сумел завершить 2010 год с рекордной прибылью — 3 млрд рублей.

Значительный рост доходов НБ «Траст», напротив, был обусловлен изменением бизнес-модели — если раньше он делал ставку на кредитование малого и среднего бизнеса, то в 2010 году переориентировался на работу с физлицами. Причем смена курса сопровождалась агрессивной рекламной кампанией. Результат — рост комиссионных и процентных доходов. А вот Пробизнесбанк в 2010 году пожинал плоды предпринятых им в 2009 году усилий по развитию своей региональной сети.

Рост доходов Московского индустриального банка, который специализируется на обслуживании юрлиц, в том числе на долгосрочном проектном кредитовании, был связан с улучшением финансового положения традиционных клиентов и увеличением его кредитного портфеля.     

 

Всю информацию о рейтинге Вы найдете в сюжете "Эксперт-400"