Ракурс Кубрика

Елена Федотова
21 ноября 2011, 00:00

Выставка «Стэнли Кубрик. Истории в фотографиях 1945–1950 гг.» в столичном Мультимедиа Арт Музее открывает неизвестную сторону таланта легендарного режиссера

Чистильщик обуви. 1947

Глядя на фотографии Кубрика, никогда не догадаешься, что в будущем он станет автором таких эксцентричных и мистических картин с элементами хоррора, как «Заводной апельсин», «Сияние» или «С широко закрытыми глазами». В его черно-белых снимках нет ни капли мистики, ни даже особой эксцентрики. Кубрик-фотограф прежде всего был точным документалистом с цепким взглядом и вполне профессиональным автором — не зря его ангажировал культовый американский журнал Look. Сейчас это название звучит даже несколько комично, чуть по-хипстерски. Впрочем, в 1940-е журнал и был рупором хипстеров своего времени — типичным изданием в формате lifestyle, девизом которого стала аксиома «Читатель интересуется собой, своей женой, своей секретаршей и своими сотрудниками». Главным конкурентом Look в те времена был журнал Life. Конкуренция закончилась только после закрытия первого в 1971 году. Можно сказать, что позабытый всеми Look остался в истории главным образом потому, что в нем делал луки сам Стэнли Кубрик.

Увлечение фотографией появилось у Кубрика еще в школе — на один год он даже был выбран официальным школьным фотографом. Выходец из небогатой семьи, Кубрик так и не получил высшего образования, с трудом закончил школу, не блистая высокой успеваемостью, а поступить в колледж уже не смог. Фотография стала главным источником его дохода. Другой способ прокормиться был еще экстравагантнее: в юные годы Кубрик зарабатывал на жизнь игрой в шахматы на Вашингтон-сквер и в клубах Манхэттена. В 1946 году, когда ему было восемнадцать, он стал штатным фотографом Look.

Грациано. 1950 expert_779_087-1.jpg
Грациано. 1950

В истории сохранилась фотография, на которой юный Кубрик снимает бродвейскую старлетку Розмари Вильямс. Длинный тощий юнец — тогда еще без своей знаменитой бороды — жмется с фотоаппаратом у стены, явно смущаясь прекрасной полуобнаженной девы. Но на самих снимках Кубрика этого смущения совсем не чувствуется. На фотографиях актрисы Бэтси фон Фюрстенберг подчеркнута ее аристократичность. Кубрик снял баронессу на фоне открытого окна, самыми простыми средствами передав безмятежность утра. Прозрачный воздух просвечивает сквозь тюлевые занавески и обнаженные стройные ноги актрисы, закинутые на оконную раму, погружая весь снимок в утренний муар. На следующем снимке актриса, потягивая коктейль, капризно отворачивает носик от смотрящего на нее влюбленными глазами толстяка, с которым она оказалась на одном диване. Между прочим, сидя под автопортретом Пикассо.

Девушки совсем другого темперамента запечатлены в его серии «Вечера в Copacabana». Культовым нью-йоркским клубом неофициально владел гангстер Фрэнк Костелло, который передал управление своему партнеру, выходцу из России Жулю Поделлу. Здесь протекала ночная жизнь Нью-Йорка, с бесконечными выступлениями стенд-ап-комедиантов и танцевальными шоу. Закулисную жизнь злачного местечка — соблазнительную, опасную, порой криминальную — снял молодой Кубрик.

Цирк. 1948 expert_779_087-2.jpg
Цирк. 1948

Впрочем, Кубрик вовсе не ограничивался съемками актрис и жизни нью-йоркской богемы. На выставке есть и городские зарисовки, порой драматичные и очень трогательные. Как «Этюды в метро», которые мастер снимал тайком при помощи спрятанного в кармане пускового устройства. Или же история маленького мальчика под названием «Чистильщик обуви», воссоздающая городской пейзаж Нью-Йорка конца 1940-х, с его вечно спешащими жителями. На снимках появляются разные городские типажи — от коротко стриженных белобрысых мальчишек-хулиганов до господ в дорогих костюмах и пиджаках, чье достоинство порой становится понятно только по фрагменту брючины и ботинка, появившихся в кадре.

В экспозицию вошли и фотографии с боксерского ринга, одного из любимых развлечений американцев в 1940–1950-х годах. Здесь есть и Рокки Грациано — прототип главного героя фильма «Рокки», снятого Сильвестром Сталлоне. Глядя на отдыхающего от боя чемпиона мира и одного из лучших в истории бокса нокаутеров, пойманного камерой Кубрика, понимаешь, насколько точно проник в его характер Сталлоне.

Бэтси. 1950 expert_779_087-3.jpg
Бэтси. 1950

Кубрик не обходил своим вниманием и культурные события города, однако вовсе не светские рауты привлекали его внимание, а, например, жизнь цирковых артистов. На некоторых снимках чувствуется, что Кубрику были даны ценные указания редактора: снимок слона — это явно редакционное задание. А вот фотография велосипедиста-канатаходца — уже совершенно авторская вещь, достойная войти в историю. На снимке балансирующий велосипедист едет по канату, на котором висят вниз головой гимнастки. Здесь не только цирковая, но и фотографическая эквилибристика: ясно, что Кубрик был знаком с русским авангардом и знаменитым ракурсом Родченко.

Пронырливый фотожурналист, знаток городской жизни, Кубрик был действительно очень талантливым репортажным фотографом, запечатлевшим самые интересные события в жизни Нью-Йорка. Не зря сделанные для журнала фотографии все же сохранились — их раскопал искусствовед Райнер Кроне в архивах Музея города Нью-Йорка и в Библиотеке Конгресса. От материалов, созданных Кубриком для Look, осталось всего 12 тысяч снимков, и это лишь десятая часть отснятого материала. Для выставки в Москве отобрали две сотни самых выдающихся.

Фото: ICCARUS/Rainer Crone, Munich, Germany. Courtesy Library of Congress, Washington D.C. and Museum of the City of New York, New York City, United States