Потолок достигнут

Повестка дня
Москва, 27.02.2012
«Эксперт» №8 (791)

По результатам 2011 года число пассажиров, воспользовавшихся лондонским аэропортом Хитроу, выросло на 5% — до рекордных 69,4 млн человек. Однако для самого загруженного в Европе аэропорта это не слишком хорошая новость, поскольку потенциал дальнейшего роста практически исчерпан. Аэропорт работает на 99,2% своей мощности, поэтому любой сбой (от выпадения нескольких сантиметров снега до повышения террористической опасности) приводит к отмене десятков рейсов и задержкам для десятков тысяч пассажиров.

Хитроу — один из пяти лондонских аэропортов, однако ни одному из них не удается расти из-за регулятивных ограничений по числу взлетно-посадочных полос. Все лондонские аэропорты расположены вблизи зон жилой застройки, поэтому строительство новых ВПП (третьей в Хитроу и второй в Станстеде или Гатвике) заблокировано на основании правил, ограничивающих уровень шума. В то же время аэропорты Парижа и Франкфурта имеют по четыре полосы.

Это ограничивает возможности дальнейшего развития авиации в Британии, особенно это касается открытия прямых маршрутов в страны БРИК, экономика которых быстро растет. Например, в Китай из Лондона можно без пересадки улететь лишь в три города. А в Гуанчжоу, крупнейший промышленный центр на юге Китая, прямых рейсов из британских аэропортов вообще нет. Тем временем из Амстердама в Гуанчжоу выполняется 311 рейсов в год, из Парижа — 290, а из Франкфурта — 211. По оценкам, отсутствие прямых рейсов из Лондона в ключевые города БРИК наносит стране экономический ущерб в размере 1,8 млрд долларов ежегодно.

Сегодня через лондонский аэроузел из пяти аэропортов ежегодно проходит почти 130 млн пассажиров. По прогнозам британского минтранса, в 2030 году спрос на услуги авиации вырастет более чем вдвое, до 270 млн пассажиров. При этом возможностей расширения мощности существующих аэропортов сегодня нет из-за отсутствия новых ВПП.

Поэтому в последнее время в Британии все больше говорят о необходимости закрыть Хитроу и построить новый аэропорт на новом месте — например, в устье Темзы. Достаточная удаленность от города позволит ему работать круглосуточно и даст возможность связать британскую столицу с ключевыми городами по всему миру. Уже предложено несколько проектов (включая один на искусственном острове в устье Темзы), но на их реализацию потребуются время и деньги. Самый «дешевый» из предложенных проектов стоит 21 млрд долларов — таких средств нет ни у британского правительства, ни у оператора Хитроу компании ВАА.               

У партнеров

    «Эксперт»
    №8 (791) 27 февраля 2012
    Президентские выборы
    Содержание:
    Пробуждение политики

    Главный итог текущего избирательного цикла в том, что в России расширилось пространство публичной политики. Это следствие сдвигов в структуре общества, к которым политической системе еще предстоит приспособиться

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Русский бизнес
    На улице Правды
    Реклама