Мосты в будущее Ямала

Спецвыпуск
Москва, 04.06.2012
«Эксперт» №22 (805)
Темпы роста экономики Ямало-Ненецкого автономного округа уперлись в неразвитость транспортной инфраструктуры региона, вызвав бум дорожно-строительных работ

Углеводороды, в первую очередь, конечно, природный газ — мощная база социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа, позволяющая осуществлять самые амбициозные проекты, например изменить характер региональной экономики, сделав ее не ресурсной, а ресурсно-инновационной. Это можно совершить, если разумно использовать доходы от углеводородов для достижения стратегических целей. Средств же у Ямала для такого рывка достаточно — только подготовленных к промышленной разработке запасов газа (10,4 трлн кубометров) хватит на полвека. А ведь суммарные начальные запасы полуострова Ямал и прилегающих акваторий превышают 50 трлн кубометров газа и 7 млрд тонн нефти.

Есть, правда, немаловажное условие, без которого освоить эти запасы и еще большие, сосредоточенные в других местах округа, не представляется возможным, — транспортная изолированность региона от внешнего мира, за преодоление которой в регионе активно взялись в прошлом году.

Сквозной ход по широте

Особенность сложившейся транспортной системы автономного округа обусловлена его расположением на полярной окраине России, вдали от старых промышленных районов Урала и Сибири. Поэтому в советское время хозяйственное освоение территории в силу суровости климата и удаленности от производителей стройматериалов велось по принципу наименьших затрат — дороги тянули главным образом для обеспечения потребностей добытчиков, не предъявляя особых требований к качеству дорожных работ. В результате Ямал обладает двумя не связанными между собой кусками железной дороги: Западным (Чум—Лабытнанги) и Восточным (Сургут—Новый Уренгой). Плотность же автодорожной сети равна примерно 6 км на 1000 кв. км территории округа. Средняя плотность автодорог по России составляет 37 км, в США — 600, в Великобритании и Франции — более 1500.

Сегодня протяженность дорог общего пользования на Ямале достигает 1150 км. Транспортное сообщение даже между некоторыми крупными населенными пунк­тами отсутствует. В частности, Салехард, окружной административный центр, где находится аэропорт, отрезан Обью от города Лабытнанги и расположенного там железнодорожного вокзала. Сообщение между городами (а людям приходится каждый день пересекать реку, чтобы попасть на работу) летом осуществляется паромами, зимой — по льду, в межсезонье — вездеходами на воздушной подушке. Весной 2011 года этим видом транспорта воспользовались более 8 тыс. человек — немало для двух небольших городов.

Складывавшаяся годами инфраструктура Ямало-Ненецкого автономного округа сдерживает экономическое развитие: огромные транспортные «плечи» и малая пропускная способность дорог вздувают издержки, отсутствие подъездных путей не позволяет осваивать многие залежи полезных ископаемых. В прошлом году в очередной раз подвис проект «Урал промышленный — Урал Полярный», потому что Министерство природных ресурсов и экологии не смогло подтвердить объемы запасов полезных ископаемых на Полярном Урале. В результате по-прежнему нет ответа на вопрос, окупится ли строительство желез

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (805) 4 июня 2012
    Протестное движение
    Содержание:
    Многовато вожаков

    Ставка на массовые уличные протесты все более явно изживает себя. Реальных политических дивидендов она принести не может, лишь создает пусть и не чрезмерные, но риски для страны, да мешает позитивно использовать возросшую социальную и политическую активность граждан

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама