Мосты в будущее Ямала

Александр Чертков
4 июня 2012, 00:00

Темпы роста экономики Ямало-Ненецкого автономного округа уперлись в неразвитость транспортной инфраструктуры региона, вызвав бум дорожно-строительных работ

Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин (справа) принимает новый мост через реку Нада-Яха на автодороге Салехард—Надым

Углеводороды, в первую очередь, конечно, природный газ — мощная база социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа, позволяющая осуществлять самые амбициозные проекты, например изменить характер региональной экономики, сделав ее не ресурсной, а ресурсно-инновационной. Это можно совершить, если разумно использовать доходы от углеводородов для достижения стратегических целей. Средств же у Ямала для такого рывка достаточно — только подготовленных к промышленной разработке запасов газа (10,4 трлн кубометров) хватит на полвека. А ведь суммарные начальные запасы полуострова Ямал и прилегающих акваторий превышают 50 трлн кубометров газа и 7 млрд тонн нефти.

Есть, правда, немаловажное условие, без которого освоить эти запасы и еще большие, сосредоточенные в других местах округа, не представляется возможным, — транспортная изолированность региона от внешнего мира, за преодоление которой в регионе активно взялись в прошлом году.

Сквозной ход по широте

Особенность сложившейся транспортной системы автономного округа обусловлена его расположением на полярной окраине России, вдали от старых промышленных районов Урала и Сибири. Поэтому в советское время хозяйственное освоение территории в силу суровости климата и удаленности от производителей стройматериалов велось по принципу наименьших затрат — дороги тянули главным образом для обеспечения потребностей добытчиков, не предъявляя особых требований к качеству дорожных работ. В результате Ямал обладает двумя не связанными между собой кусками железной дороги: Западным (Чум—Лабытнанги) и Восточным (Сургут—Новый Уренгой). Плотность же автодорожной сети равна примерно 6 км на 1000 кв. км территории округа. Средняя плотность автодорог по России составляет 37 км, в США — 600, в Великобритании и Франции — более 1500.

Сегодня протяженность дорог общего пользования на Ямале достигает 1150 км. Транспортное сообщение даже между некоторыми крупными населенными пунк­тами отсутствует. В частности, Салехард, окружной административный центр, где находится аэропорт, отрезан Обью от города Лабытнанги и расположенного там железнодорожного вокзала. Сообщение между городами (а людям приходится каждый день пересекать реку, чтобы попасть на работу) летом осуществляется паромами, зимой — по льду, в межсезонье — вездеходами на воздушной подушке. Весной 2011 года этим видом транспорта воспользовались более 8 тыс. человек — немало для двух небольших городов.

Складывавшаяся годами инфраструктура Ямало-Ненецкого автономного округа сдерживает экономическое развитие: огромные транспортные «плечи» и малая пропускная способность дорог вздувают издержки, отсутствие подъездных путей не позволяет осваивать многие залежи полезных ископаемых. В прошлом году в очередной раз подвис проект «Урал промышленный — Урал Полярный», потому что Министерство природных ресурсов и экологии не смогло подтвердить объемы запасов полезных ископаемых на Полярном Урале. В результате по-прежнему нет ответа на вопрос, окупится ли строительство железной дороги вдоль Уральского хребта, без которой осваивать кладовые Урала невозможно.

Правда, по одному участку этой дороги, так называемому Северному широтному ходу (Обская—Салехард—Надым—Пангоды—Новый Уренгой—Коротчаево), который соединит восток и запад автономного округа, уверенность в окупаемости полная. «Учитывая принятое в 2010 году решение о строительстве на Ямале первого завода по производству сжиженного природного газа и порта Сабетта на Северном морском пути, данная дорога к 2025 году позволит перевозить до 20 млн тонн нефтепродуктов и газового конденсата, который будет производить новый завод, строящийся в Сабетте российской компанией “НоваТЭК” и французской Total», — уверены эксперты.

По большому счету речь идет о соединении двух частей разорванной ямальской железной дороги, общая протяженность которой составит 711 км. Если же говорить более детально, то список работ шире: надо построить мосты через Обь и реку Надым, а также 11 специальных переходов в местах миграции северного оленя, достроить станцию Обская II, железнодорожные участки Надым—Пангоды, Пангоды—Новый Уренгой, Новый Уренгой—Коротчаево, усилить участок Лабытнанги—Чум—Котлас—Коноша и так далее. Общая стоимость проекта составит миллиарды рублей, которые откроют «зеленую дорогу» инвестициям объемом примерно 900 млрд рублей.

Речь идет о создании на полуострове Ямал нового центра по сжижению природного газа, а также многопрофильного морского порта и аэропорта. «Это огромный проект не только для Уральского федерального округа, но и для страны в целом» — так оценил его президент России Владимир Путин.

К 2018 году малоизвестный до недавних пор поселок Сабетта, расположенный на восточном берегу Обской губы, станет мощным промышленным и транспортным центром. Здесь будет производиться 15 млн тонн сжиженного природного газа (СПГ) и до миллиона тонн газового конденсата в год. Работа завода позволит России довести производство СПГ до 44,4 млн тонн в год и занять 10% мирового рынка.

Сжиженный газ, оленину и другую ямальскую продукцию повезут в европейскую часть России по Северному широтному ходу, а по Северному морскому пути (СМП) — на экспорт в страны Тихоокеанского региона. Помимо порта, акваторию которого взялось обустроить государство, предполагается построить 20 танкеров ледового класса водоизмещением 140–160 тыс. тонн, флотилию дизельных и атомных ледоколов. «Ввод всех этих судов в строй позволит обеспечить стабильную круглогодичную работу в Арктике, проводку судов по всему маршруту от Тихого океана до Атлантики. Это большая, очень масштабная и крайне нужная для страны работа», — сказал Владимир Путин.

Кстати, компания «НоваТЭК» уже почти два года отправляет по СМП газ на рынки Европы, Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона, опытным путем доказав высокую конкурентоспособность этого маршрута. Первая попытка была предпринята еще в августе 2010 года, а за пять месяцев навигации прошлого года по СМП было перевезено около 600 тыс. тонн стабильного конденсата, доставленного в Южную Корею, Китай и Таиланд. В прошлую же навигацию компания проверила новый маршрут, пролегающий севернее Новосибирских островов. Там глубины больше, и теперь стало понятно, что по СМП пройдут и суда водоизмещением 160 тыс. тонн и с осадкой более 12 метров. Таким образом, можно говорить о возобновлении регулярного судоходства по СМП.

Дороги вместо охотничьих троп

Экономическая активность, заметно возросшая в последние несколько лет в связи с утверждением мегапроекта на полуострове Ямал, началом строительства Северного широтного хода и осуществлением региональных стратегических программ, привела и к ускорению развития автодорожной сети округа. Переломным стал прошлый год — было построено более 82 км новых дорог, отремонтировано около 135 км старых. В 2010 году ямальские дорожники проложили всего 40 км новых дорог и отремонтировали 26 км старых.

Новое руководство округа во главе с губернатором Дмитрием Кобылкиным приняло принципиальное решение о строительстве за счет округа моста через реку Надым. Параллельно опережающими темпами идет строительство автомобильной дороги Салехард—Надым, запуск которой совпадет с окончанием строительства надымского моста. «Эта дорога имеет не только экономическое значение, она важна для жителей округа. Она обеспечит связь с большой землей окружного центра и войдет в сеть общероссийских автомобильных дорог», — подчеркивает губернатор Ямала.

В прошлом году были также разморожены некоторые долгострои: завершено строительство моста через реку Нада-Яха и участка Пангоды—Правохеттинский автомобильной дороги Сургут—Салехард; завершены работы на дороге Надым—Салехард, в частности на участке между окружной столицей и Аксаркой; реконструирована дорога Сургут—Салехард на участке Пурпе—Пуровск протяженностью 10 км.

В планах на нынешний год — сокращение зимника между городами Надым и Салехард на 100 километров. Проехать по новой трассе можно будет уже в 2015 году. По прогнозам, к 2020 году интенсивность движения на разных участках трассы может составлять от 2600 до 6550 автомобилей в сутки, а объем грузоперевозок — до 97 млн тонн в год.

Полным ходом идет реконструкция ряда других участков главной автодорожной артерии региона — трассы Сургут—Салехард. Эту дорогу называют «воротами на Ямал». Ее построили в 1986 году, и сегодня она находится в неудовлетворительном состоянии. Реконструирован будет, в частности, один из самых важных ее участков — от границы округа до города Губкинского. Планируется переложить дорожное покрытие, обновить инфраструктуру; в частности, здесь появятся пункт Центра медицины катастроф и метеостанция, которая будет предоставлять водителям информацию о погодных условиях на трассе.

В этом году уже забили первые сваи моста через реку Пяку-Пур, который выведет дорогу к городу Тарко-Сале. В летнее время по понтонной переправе здесь проезжает больше 6 тыс. автомобилей. В межсезонье движение по наплавному мосту прекращается, и транспорт идет в объезд, что значительно увеличивает путь и расходы.

За восемь лет, остающиеся до конца срока действия окружной целевой дорожной программы, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа должно появиться примерно 500 км автомобильных дорог общего пользования, а их плотность возрастет до 16 км. Конечно, это не много даже в сравнении с общероссийским показателем, но этот скачок позволит прорвать транспортную изоляцию многих населенных пунк­тов автономного округа, существенно улучшить качество жизни ямальцев, привлечь в регион крупных инвесторов и расширить узкое место, тормозившее экономику региона.