О законодателе, митингах и гуляниях

Разное
Москва, 04.06.2012
«Эксперт» №22 (805)

Что поправки к закону о митингах проталкиваются в такой спешке только для того, чтобы уже 12 июня встретить протестные акции новым уровнем кар, нисколько не скрывается. Это нехорошо: законы, принимаемые ad hoc, по одному этому не вызывают уважения. Когда в сказке Кэрролла Король возглашает в ходе слушаний: «Закон номер Сорок Два! Всем лицам ростом больше версты надлежит покинуть зал суда» — Алиса отказывается уходить: «Это не настоящий закон! Вы его сейчас выдумали!» — и всякий малыш сразу понимает, что прав не Король, а Алиса. Но у нас тут не сказка, и если (когда) здешний «Закон номер Сорок Два» вступит в силу, его взаправду будут применять, и ничего хорошего при этом, пожалуй, не выйдет.

Резоны власти понятны: оживилась уличная активность, ей надо как-то противостоять. Поглядели в КоАП — там какие-то смехотворные штрафишки, и больше ничего. В 2001 году, когда этот Кодекс принимали, штраф порядка тысячи рублей, вероятно, значил хоть что-то, сейчас это никакое не наказание — разве что для самого депрессивного захолустья. По-хорошему, большие начальники должны были бы позвать лучших юристов, сформулировать задачу — и дождаться, пока юристы принесут её грамотное решение. И особой горячки пороть не пришлось бы, поскольку задачу (опять-таки, если по-хорошему) следовало осознать уж никак не позднее декабря. Но вышло всё не так. Поправки лепили в спешке, ни с кем особо не советуясь, — вот и налепили.

Основное внимание публики привлекло небывало крутое увеличение штрафов. Первоначально предлагалось брать с нарушивших что-либо граждан не тысячу-другую, как сейчас, а до миллиона рублей, с должностных лиц — до полутора миллионов; потом смилостивились: с простых граждан — до трёхсот тысяч, с должностных лиц — до шестисот. Беда в том, что КоАП таких штрафов не допускает в принципе: статья 3.5 устанавливает предельный размер административного штрафа для граждан в пять, для должностных лиц — в пятьдесят тысяч. Новаторов это не смутило. Они вписывают в статью 3.5 простейшую оговорку: мол, в случае нарушений на митингах можно штрафовать гораздо жёстче. Но ведь это не решение вопроса: различие наказаний, определяемых законом для разных проступков, должно быть хоть как-то постижимо человеческим разумом. Смотрите, какими штрафами грозит КоАП за правонарушения в той же, скажем, общественно-политической сфере. За подкуп избирателей гражданин заплатит от двух до двух с половиной, должностное лицо — от трёх до четырёх тысяч. За нарушение порядка подсчёта голосов председатель или член избирательной комиссии выложит от пятисот до полутора тысяч рублей. За оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, как все мы недавно узнали, — от пятисот до тысячи. А за нарушение порядка проведения митинга — в той же самой стране, тем же самым Кодексом — требовать до трёхсот и до шестисот тысяч? Вы это всерьёз? И ведь надо иметь в виду, что любое действительно опасное деяние, связанное с митингами, — призывы к беспорядкам и насилию, нападение на пол

У партнеров

    «Эксперт»
    №22 (805) 4 июня 2012
    Протестное движение
    Содержание:
    Многовато вожаков

    Ставка на массовые уличные протесты все более явно изживает себя. Реальных политических дивидендов она принести не может, лишь создает пусть и не чрезмерные, но риски для страны, да мешает позитивно использовать возросшую социальную и политическую активность граждан

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама