Как построить R&D

Наука и технологии
Москва, 23.07.2012
«Эксперт» №29 (812)
Всего за шесть лет в «Сибуре» сумели создать систему управления R&D, в которой профессиональный энтузиазм и любопытство ученых подчинены прагматичным интересам бизнеса

Рисунок: Константин Батынков

В последние годы наш крупный бизнес все больше проявляет интерес к отечественной науке. Рост конкуренции заставляет компании заниматься новыми продуктами и модернизацией производства. При этом зарубежные технологии весьма дороги, да и не всегда продаются. Результатом стала реинкарнация отраслевой науки в корпоративном формате (см. «Что не продается, то разрабатывается», «Эксперт» № 44 за 2011 год) — стремление компаний к созданию собственных центров НИОКР. Опыт «Сибура» представляется нам одним из наиболее интересных примеров.

«Сибур» — редкий случай выращивания корпоративного R&D в «чистых» условиях: без государственного принуждения, политической ангажированности и останков замшелых НИИ. Но несмотря на это стройная система управления исследованиями и разработками, опирающаяся на прагматичные интересы бизнеса, рождалась путем проб и ошибок.

Год назад «Сибур» создал проектный офис «Разработка и коммерциализация технологий». Его руководитель Сергей Галибеев в беседе с нами заявил, что хочет превратить R&D-подразделение в центр прибыли компании. Для российской компании такое заявление звучало весьма амбициозно, если не вызывающе. Сейчас, год спустя, мы решили проверить, не остыла ли идея и насколько успешно развитие R&D «Сибура».

Интересно это еще и потому, что крупнотоннажная химия — отрасль весьма зрелая, новыми продуктами не блистающая. В нефтепереработке производство большинства базовых полимеров было освоено еще в 1970-е, сейчас же развитие идет по пути модификации имеющихся продуктов и повышения эффективности технологий производства.

«Большинство бизнесов “Сибура” находится не в том сегменте, где R&D — вопрос выживания. R&D “Сибура” никогда не будет таким, как у Dow Chemical или у DuPont. У нас другая бизнес-модель: ключевое конкурентное преимущество “Сибура” — умение находить источники дешевого сырья и эффективно конвертировать их в нужных точках географии в нужные продукты. То есть правильно выбирать инвестиционные проекты, эффективно их реализовывать, эффективно производить и грамотно продавать полученные продукты, — объяснял нам Василий Номоконов, член правления и управляющий директор “Сибура”. — Теоретически “Сибур” может существовать вообще без собственных исследований и разработок, потому что большинство нужных нам лицензий на рынке доступны. Но мы видим, как увеличить добавленную стоимость для акционеров за счет R&D, и поэтому активно развиваем это направление».

У Номоконова необычный бэкграунд: он четыре года работал научным сотрудником в Европейском центре ядерных исследований (ЦЕРН) в Женеве, затем пять лет — консультантом и менеджером проектов в McKinsey & Co. В «Сибуре» он отвечает за самую «креативную» часть: эффективность производства, энергетику, инновации и экологию. Помимо R&D Номоконов руководит еще внедрением производственной системы, которую отчасти подсмотрели у конкурента, а именно у DuPont. По его планам, ее полное внедрение прибавит к EBITDA холдинга еще как минимум 14–15 млрд рублей в г

У партнеров

    «Эксперт»
    №29 (812) 23 июля 2012
    Буржуазная демократия
    Содержание:
    Наша революция

    Ключевыми событиями прошедшего политического года были создание Общероссийского народного фронта, декабрьский митинг на Болотной площади, «марш миллионов» 6 мая и принятие законов о митингах и НКО. Опершись на поддержку рабочего класса, российская буржуазия однозначно ответила на претензии радикальной оппозиции

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Частные инвестиции
    Потребление
    Реклама