У рака свои стволовые клетки

Наука и технологии
Москва, 13.08.2012
«Эксперт» №32 (814)

Самые известные научные издания Nature и Science опубликовали сообщения трех независимых групп ученых из США, Бельгии и Голландии, утверждающих, что некоторые виды рака инициируются особыми стволовыми раковыми клетками.

Гипотеза о раковых стволовых клетках появилась в 50–60-х годах прошлого века: ученые, изучающие различные виды рака, обнаруживали в опухолях что-то похожее на аномальные стволовые клетки. Они предположили, что нормальные стволовые клетки могут мутировать и превращаться в злокачественные. В те времена не было технологий, которые могли бы подтвердить или опровергнуть гипотезу, что именно эти клетки могут запускать процесс образования опухолей. Информация накапливалась более пятидесяти лет. Раковые стволовые клетки были обнаружены при остром и хроническом миелолейкозе, раке молочной железы, множественной миеломе, раке предстательной железы и мозга. Возможно, они вообще участвуют во всех видах рака. Такие исследования сейчас проводятся.

Новые технологии позволили убедиться в роковой роли раковых стволовых клеток. Ученые из Юго-Западного медицинского центра Техасского университета, исследовавшие опухоли мозга у мышей, нашли в опухолях небольшие пулы клеток, помеченных специальными маркерами и обозначающих стволовые клетки. Эксперименты показали, что после курсов химиотерапии опухолевые клетки погибали, а помеченные раковые стволовые как бы впадали в спячку. После лечения они просыпались и возрождали процесс образования опухоли. Другой эксперимент показал: при уничтожении только меченых раковых стволовых клеток опухоль начинала идти на убыль.

Группа из Свободного университета Брюсселя изучила стволовые раковые клетки, виновные в инициации рака кожи, а ученые из голландского Университета Хюбрехта — рака толстой кишки. Руководитель голландской группы Ханс Клеверс назвал их страшной пародией на нормальные стволовые клетки.

Есть несколько предположений, как нормальные стволовые клетки превращаются в злокачественные. Нормальные делятся под строгим контролем организма, раковые — нет. Возможно, они перестают получать те сигналы, которыми руководствуются нормальные стволовые клетки, но, может быть, напротив, начинают получать сигналы другого рода. Так или иначе, у исследователей появился новый объект для атак. Использовав даже предположения о возможных механизмах, они могут предлагать новые идеи, как заблокировать деятельность раковых стволовых клеток.

№32 (814) 13 августа 2012