Осторожно, Китай!

Международный бизнес
Москва, 24.09.2012
«Эксперт» №38 (820)

Фото: AP

Крупнейшие в этом столетии антияпонские демонстрации в Китае стали неожиданностью для многих японских корпораций. «Мы, конечно, всегда готовы к проявлению таких настроений, но не думали, что дело дойдет до погромов», — рассказывает «Эксперту» сотрудник одной из крупных японских торговых сетей в Китае. По его словам, неожиданная эскалация беспорядков подорвала у его соотечественников веру в возможность китайских властей до конца контролировать ситуацию. «Сейчас беспорядки угаснут, но каким будет следующий цикл?» — беспокоится сотрудник японской фабрики в Шанхае.

Неудивительно, что японцы отнеслись к нынешним беспорядкам очень серьезно. В прошлую пятницу команда Японии по регби объявила, что не приедет на турнир по регби в Шанхае. «Команда попросила нас гарантировать безопасность их игроков, но мы не можем дать таких гарантий, и они снялись с соревнований», — заявил вице-президент Азиатской регбийной ассоциации Трэвор Грегори.

Новые риски

Японский бизнес сегодня широко представлен в КНР, причем речь идет не только о первой десятке известных брендов. По данным Ассоциации международной торговли Японии, сегодня в Китае работает около 22 тыс. японских компаний, или 5% от всех иностранных компаний в КНР. По данным минфина Японии, за время своей работы в стране японские компании помогли создать в Китае более 10 млн рабочих мест. На Китай приходится пятая часть всех экспортных доходов японских корпораций. В этой ситуации значительное сокращение бизнеса в Китае не выгодно ни Пекину, ни Токио, поэтому, скорее всего, уже в ближайшие дни ситуация войдет в нормальное русло.

Однако теперь японским компаниям придется намного серьезнее относиться к «националистическим рискам» и учитывать их при принятии решения о расширении присутствия в Китае. «У нынешних протестов был иной характер, чем у предыдущих выступлений. Нам нужно время, чтобы оценить будущие риски», — говорит собеседник «Эксперта».

Генеральный менеджер Toyo Tire & Rubber (один из крупных поставщиков Toyota) Кендзи Накакура уже заявил, что последние события могут заставить компанию пересмотреть планы развития в Китае. «Китай остается для нас важным рынком, но при принятии решений о дальнейших инвестициях мы будем проявлять больший интерес к другим странам, например к Малайзии», — заявил Накакура. Toyo Tire & Rubber 18 сентября на один день приостановила работу своей фабрики в городе Циндао на востоке КНР.

О временной приостановке производств или торговых точек в Китае объявили многие известные японские компании — Uniqlo, Toyota, Honda и даже некогда американская сеть 7-eleven, выкупленная несколько лет назад японской «дочкой». Под угрозой оказались и китайские компании, торгующие японскими товарами, на Гонконгской фондовой бирже понизились курсы акций нескольких крупных автомобильных дилеров и ресторанных сетей.

Наконец, пострадали потребители японской продукции: разъяренная толпа крушила все, на чем могла разглядеть логотип одной из известных компаний. В этой связи некоторые фирмы рекомендова

Новости партнеров

«Эксперт»
№38 (820) 24 сентября 2012
Сериалы
Содержание:
Рейтинги вместо смысла

Российская индустрия сериалов переживает творческий кризис. Преодолеть его она сможет в том случае, если студии будут иметь возможность привлекать инвестиции, а телеканалы не побоятся экспериментировать с контентом

Международный бизнес
Экономика и финансы
Частные инвестиции
Потребление
Русский бизнес
Индикаторы
На улице Правды
Реклама