Осторожно, Китай!

Марк Завадский
24 сентября 2012, 00:00
Фото: AP
Антияпонские демонстрации и погромы могут заставить японские компании пересмотреть планы развития в Азии

Крупнейшие в этом столетии антияпонские демонстрации в Китае стали неожиданностью для многих японских корпораций. «Мы, конечно, всегда готовы к проявлению таких настроений, но не думали, что дело дойдет до погромов», — рассказывает «Эксперту» сотрудник одной из крупных японских торговых сетей в Китае. По его словам, неожиданная эскалация беспорядков подорвала у его соотечественников веру в возможность китайских властей до конца контролировать ситуацию. «Сейчас беспорядки угаснут, но каким будет следующий цикл?» — беспокоится сотрудник японской фабрики в Шанхае.

Неудивительно, что японцы отнеслись к нынешним беспорядкам очень серьезно. В прошлую пятницу команда Японии по регби объявила, что не приедет на турнир по регби в Шанхае. «Команда попросила нас гарантировать безопасность их игроков, но мы не можем дать таких гарантий, и они снялись с соревнований», — заявил вице-президент Азиатской регбийной ассоциации Трэвор Грегори.

Новые риски

Японский бизнес сегодня широко представлен в КНР, причем речь идет не только о первой десятке известных брендов. По данным Ассоциации международной торговли Японии, сегодня в Китае работает около 22 тыс. японских компаний, или 5% от всех иностранных компаний в КНР. По данным минфина Японии, за время своей работы в стране японские компании помогли создать в Китае более 10 млн рабочих мест. На Китай приходится пятая часть всех экспортных доходов японских корпораций. В этой ситуации значительное сокращение бизнеса в Китае не выгодно ни Пекину, ни Токио, поэтому, скорее всего, уже в ближайшие дни ситуация войдет в нормальное русло.

Однако теперь японским компаниям придется намного серьезнее относиться к «националистическим рискам» и учитывать их при принятии решения о расширении присутствия в Китае. «У нынешних протестов был иной характер, чем у предыдущих выступлений. Нам нужно время, чтобы оценить будущие риски», — говорит собеседник «Эксперта».

Генеральный менеджер Toyo Tire & Rubber (один из крупных поставщиков Toyota) Кендзи Накакура уже заявил, что последние события могут заставить компанию пересмотреть планы развития в Китае. «Китай остается для нас важным рынком, но при принятии решений о дальнейших инвестициях мы будем проявлять больший интерес к другим странам, например к Малайзии», — заявил Накакура. Toyo Tire & Rubber 18 сентября на один день приостановила работу своей фабрики в городе Циндао на востоке КНР.

О временной приостановке производств или торговых точек в Китае объявили многие известные японские компании — Uniqlo, Toyota, Honda и даже некогда американская сеть 7-eleven, выкупленная несколько лет назад японской «дочкой». Под угрозой оказались и китайские компании, торгующие японскими товарами, на Гонконгской фондовой бирже понизились курсы акций нескольких крупных автомобильных дилеров и ресторанных сетей.

Наконец, пострадали потребители японской продукции: разъяренная толпа крушила все, на чем могла разглядеть логотип одной из известных компаний. В этой связи некоторые фирмы рекомендовали своим сотрудникам отказаться от пользования автомобилями и даже закрыли на время паркинги.

Оправдавшийся расчет

Понятно, что расчет китайских властей был на то, чтобы крупный японский бизнес использовал свои возможности для влияния на политиков в Токио. В нынешней экономической ситуации (в августе, к примеру, японский экспорт сократился почти на 6%, а торговый оборот с Китаем — на 10%, причем это произошло еще до эскалации напряженности) Япония не может позволить себе ухудшать положение самых успешных компаний. Эта ставка сработала. Японский премьер-министр Ёсихико Нода уже признал, что страна «погорячилась» с решением о выкупе государством островов Сенкаку (китайское название Дяоюй) у частных владельцев. «Масштаб выступлений и недовольства этим решением был больше, чем ожидалось», — заявил Нода, пообещав «расширить общение» по этому вопросу с Китаем.

Японские компании вряд ли будут сворачивать уже имеющиеся производства в КНР или отказываться от китайского рынка. Но новые инвестиции, скорее всего, пойдут уже в другие страны, в первую очередь страны АСЕАН, с которыми у Китая подписано соглашение о создании зоны свободной торговли. «С экономической точки зрения большой разницы между производством в Китае или поставками из Малайзии или Вьетнама нет, таможенные тарифы снижены до нуля на 90 процентов всей номенклатуры товаров», — говорит профессор факультета экономики Гонконгского университета Пол Лим. Создание производств за пределами КНР поможет японским компаниям уменьшить риски от возможной нестабильности в стране и при этом сохранить свои позиции на китайском рынке. Инвестиционная привлекательность Китая для иностранных компаний и так с каждым годом падает из-за ужесточения трудового законодательства, уменьшения преференций для иностранных инвесторов и роста трудовых и иных издержек. И нынешняя антияпонская кампания может еще больше насторожить потенциальных инвесторов.

Гонконг