Ускоренная продажа Сбербанка

Повестка дня
Москва, 24.09.2012
«Эксперт» №38 (820)

Сбербанк России провел SPO. Его мажоритарный акционер, Банк России, продал на открытый рынок 7,6% акций и получил за это 5,1 млрд долларов, то есть по 93 рубля за обыкновенную акцию. Организаторами размещения выступили Credit Suisse, Goldman Sachs, JPMorgan, Morgan Stanley и «Тройка Диалог». Сделка проводилась в огромной спешке. Об SPO банка объявили в понедельник 17 сентября, уже к вечеру вторника 18 сентября книга заявок была закрыта, а в ночь на среду начали подводить итоги.

А они не столь оптимистичны, как их хотят представить сам Сбербанк, организаторы размещения или Банк России. Во-первых, SPO Сбербанка на Московской бирже и LSE прошло посередине объявленного диапазона 92–94 рубля, со скидкой к рыночной цене. Во-вторых, 68% всего объема было размещено в форме GDR. Остальные 32% куплены в России. Иными словами, российские участники оказались в меньшинстве. Произошло это в том числе и потому, что российские покупатели попросту не успели подать заявки. Ну и в-третьих, из-за того, что основной объем акций размещен в Лондоне, ликвидность торгов там существенно повысилась и теперь сопоставима с объемами торгов на Московской бирже. В Москве же Сбербанк дает от 30 до 50% ежедневного объема торговли всего рынка акций. Так что теперь созданы все предпосылки для того, чтобы ликвидность окончательно переехала в Лондон.

Сбербанк долго ждал момента для размещения своих бумаг. Конъюнктура никак не позволяла Центробанку продать акции Сбера: на бумаги банков вообще и на акции Сбербанка в частности просто не было спроса. Еще год назад ЦБ был готов выйти из капитала банка по цене не менее 100 рублей за бумагу, однако время и европейский кризис сделали свое дело: ЦБ пошел на попятную, дав рынку дисконт. В итоге цена 93 рубля за бумагу, установленная во время SPO, оказалась немногим выше цены народного IPO Сбербанка, проведенного в 2007 году. Тогда его акции продавались по 89 рублей за штуку. То есть за пять лет капитализация банка выросла лишь на 4,5%.

Новости партнеров

«Эксперт»
№38 (820) 24 сентября 2012
Сериалы
Содержание:
Рейтинги вместо смысла

Российская индустрия сериалов переживает творческий кризис. Преодолеть его она сможет в том случае, если студии будут иметь возможность привлекать инвестиции, а телеканалы не побоятся экспериментировать с контентом

Международный бизнес
Экономика и финансы
Частные инвестиции
Потребление
Русский бизнес
Индикаторы
На улице Правды
Реклама