В космос на частнике

Александр Баулин
12 ноября 2012, 00:00

28 октября 2012 года завершился первый коммерческий полет частного космического корабля Dragon SpaceX. По мнению экспертов, начинается эра грузовых полетов космических кораблей, созданных частным бизнесом

Фото: NASA
Вывод в космос космического корабля Dragon SpaceX ракетой Falcon9

Третий полет в рамках проекта Dragon SpaceX считается первым коммерческим полетом частного космического кораб­ля. Хотя вес перевезенных им грузов был невелик: меньше полутонны перевезено на МКС и почти тонна возвращена — притом что аппарат позволяет поднимать на орбиту до 6 тонн и возвращать до 3 тонн. При такой загрузке говорить о коммерческой выгодности доставки не приходится. Зато выполнен формальный контракт с NASA, который открывает серию из 12 полетов Dragon к МКС. Общая сумма контракта — 1,6 млрд долларов, которые SpaceX получит от NASA.

NASA ввело программу коммерческих орбитальных перевозок COTS (Commercial Orbital Transportation Services) из-за того, что урезание бюджетов совпало с досрочным завершением программы пуска многоразовых кораблей типа Space Shuttle. Надо признать, что для государственной организации было принято беспрецедентно смелое решение — потратить выделенные государством деньги на контракты, по которым частные компании самостоятельно создадут космические корабли. Всего в рамках программы было выделено 3,1 млрд долларов, которые в основном достались двум победившим компаниям. Кроме вышеупомянутой SpaceX, создавшей две модификации космических кораблей, для грузов и для космонавтов, в этом тендере победила Orbital Sciences Corporation с грузовым космическим кораблем Cygnus. Во всех случаях использовались наработки NASA: и в новых ракетах-носителях, и в космических кораблях есть целые блоки ранее разработанных систем. Теоретически передача в частные руки имеющихся технологий и объединение их с новыми разработками сулит существенное снижение стоимости доставки людей и грузов на орбиту. Так, по данным директора по развитию кластера «Космические технологии и телекоммуникации» фонда «Сколково» Дмитрия Пайсона, доставка астронавтов на МКС кораблями «Союз» обходится NASA в 60 млн долларов за человека, а SpaceX обещает снизить эту цифру до 20 млн и еще намерена заработать на этом.

Другая история у создания суборбитальных космических кораблей компании Virgin Galactic. Известный предприниматель Ричард Бренсон создал с нуля и компанию, и космический аппарат. Использование современных материалов позволило реализовать схему, когда многоразовый «челнок» SpaceShipOne поднимается на 15-километровую высоту самолетом-носителем WhiteKnightOne. Затем «челнок» разгоняется с помощью собственного ракетного двигателя и выходит на 100-километровую высоту, которую условно можно считать нижней границей космоса. При дальнейшем полете «челнок» оказывается на несколько минут в невесомости, а затем приземляется и может быть использован для следующего запуска. Скромно? Зато такое путешествие стоит 200 тыс. долларов — копейки по сравнению с 20 млн долларов за посещение МКС. Похоже, эта бизнес-модель сработала. Компания Virgin заявляет, что уже есть очередь из нескольких сотен будущих космических туристов. А запускать их планируется с 2013 года на «челноке» SpaceShipTwo, вмещающем двух пилотов и шесть пассажиров.

Что касается России, то Стивен Аттенборо, коммерческий директор Virgin Galactic, считает, что у нашей страны более прочные наработки в космосе, поэтому для нее частная космонавтика не так актуальна. Тем не менее Дмитрий Пайсон напоминает: «Характерное совпадение: в 2011 году NASA заявило о будущей передаче ответственности за обслуживание низкой околоземный орбиты (в том числе американского сегмента МКС) частному бизнесу, а в 2012-м руководство Роскосмоса заявило, что стремится к передаче в частный сектор работ по практическому использованию результатов космической деятельности». При этом он считает, что правильнее говорить не о «новой эре коммерческой космонавтики», а о «заметной вехе на пути коммерциализации еще одного направления человеческой деятельности». Дмитрий Пайсон отметил и проекты с российским участием: «Ряд сколковских компаний активно работают именно над коммерческим продвижением космических продуктов и услуг. Следует подождать несколько лет, дождаться “первых всходов” таких проектов, как микроспутниковый “Спутникс” и малоспутниковый “Даурия Спутниковые технологии”, проект по парашютному спасению ракетных ступеней “Атмосфера” и других».

Что касается перехода на частные космические корабли, то Алексей Кузнецов, начальник пресс-службы Роскосмоса, считает, что делать выводы рано: «SpaceX — это первый опыт частного бизнеса в космической области. Нужно время, чтобы понять, какое место займет этот проект в общей космической деятельности, и тогда можно будет сделать вывод о его применимости в отечественной космонавтике с учетом наших особенностей, готовности нашего бизнеса к проектам масштаба Dragon SpaceX. В США нашлись бизнесмены, готовые рискнуть. По моим сведениям, господин Маск (Элон Маск, владелец SpaceX. — “Эксперт”) пошел на серьезные траты и даже занял часть средств. Думаю, он рассматривает этот проект как долговременное вложение. Не понятно, готов ли наш бизнес на такой риск и есть ли у него необходимые финансовые резервы. Еще один вопрос к российскому частному бизнесу — найдется ли у них научный и промышленный потенциал для осуществления таких крупных проектов».