В космос на частнике

Наука и технологии
Москва, 12.11.2012
«Эксперт» №45 (827)
28 октября 2012 года завершился первый коммерческий полет частного космического корабля Dragon SpaceX. По мнению экспертов, начинается эра грузовых полетов космических кораблей, созданных частным бизнесом

Фото: NASA

Третий полет в рамках проекта Dragon SpaceX считается первым коммерческим полетом частного космического кораб­ля. Хотя вес перевезенных им грузов был невелик: меньше полутонны перевезено на МКС и почти тонна возвращена — притом что аппарат позволяет поднимать на орбиту до 6 тонн и возвращать до 3 тонн. При такой загрузке говорить о коммерческой выгодности доставки не приходится. Зато выполнен формальный контракт с NASA, который открывает серию из 12 полетов Dragon к МКС. Общая сумма контракта — 1,6 млрд долларов, которые SpaceX получит от NASA.

NASA ввело программу коммерческих орбитальных перевозок COTS (Commercial Orbital Transportation Services) из-за того, что урезание бюджетов совпало с досрочным завершением программы пуска многоразовых кораблей типа Space Shuttle. Надо признать, что для государственной организации было принято беспрецедентно смелое решение — потратить выделенные государством деньги на контракты, по которым частные компании самостоятельно создадут космические корабли. Всего в рамках программы было выделено 3,1 млрд долларов, которые в основном достались двум победившим компаниям. Кроме вышеупомянутой SpaceX, создавшей две модификации космических кораблей, для грузов и для космонавтов, в этом тендере победила Orbital Sciences Corporation с грузовым космическим кораблем Cygnus. Во всех случаях использовались наработки NASA: и в новых ракетах-носителях, и в космических кораблях есть целые блоки ранее разработанных систем. Теоретически передача в частные руки имеющихся технологий и объединение их с новыми разработками сулит существенное снижение стоимости доставки людей и грузов на орбиту. Так, по данным директора по развитию кластера «Космические технологии и телекоммуникации» фонда «Сколково» Дмитрия Пайсона, доставка астронавтов на МКС кораблями «Союз» обходится NASA в 60 млн долларов за человека, а SpaceX обещает снизить эту цифру до 20 млн и еще намерена заработать на этом.

Другая история у создания суборбитальных космических кораблей компании Virgin Galactic. Известный предприниматель Ричард Бренсон создал с нуля и компанию, и космический аппарат. Использование современных материалов позволило реализовать схему, когда многоразовый «челнок» SpaceShipOne поднимается на 15-километровую высоту самолетом-носителем WhiteKnightOne. Затем «челнок» разгоняется с помощью собственного ракетного двигателя и выходит на 100-километровую высоту, которую условно можно считать нижней границей космоса. При дальнейшем полете «челнок» оказывается на несколько минут в невесомости, а затем приземляется и может быть использован для следующего запуска. Скромно? Зато такое путешествие стоит 200 тыс. долларов — копейки по сравнению с 20 млн долларов за посещение МКС. Похоже, эта бизнес-модель сработала. Компания Virgin заявляет, что уже есть очередь из нескольких сотен будущих космических туристов. А запускать их планируется с 2013 года на «челноке» SpaceShipTwo, вмещающем двух пилотов и шесть пассажиров.

Что касается России, то Стивен Аттенборо, к

У партнеров

    «Эксперт»
    №45 (827) 12 ноября 2012
    Министерство обороны
    Содержание:
    К оружию

    Сергею Шойгу досталась уже реформированная его предшественником армия. Поправив самые одиозные детали этой реформы, он устранит хронический конфликт военных с министерством, длившийся при Сердюкове. Договориться с военно-промышленным комплексом будет сложнее

    Международный бизнес
    Частные инвестиции
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама