«Время — деньги»

26 ноября 2012, 00:00

О том, как создать атмосферу в третьем месте и чем свободное пространство отличается от коворкинга, рассказывает автор идеи «Циферблата» Иван Митин

Иван Митин

- Как родилась идея «Циферблата»?

- Этот формат придумал я сам. Сейчас все выглядит просто, но я долго шел к реализации этой идеи, причем не со стороны бизнеса, а со стороны творчества. Сначала был проект «Стих в кармане», когда мы собирались с несколькими ребятами-энтузиастами и делали карточки со стихами русских классиков, потом раскладывали их по городу. Потом я придумал «Дом на дереве» - это такое кафе, которое существовало на добровольные пожертвования посетителей. И вот в сентябре 2011 года я сделал «Циферблат». На тот момент это было единственное место в мире, которое работало по принципу «время - деньги».

Основная идея «Циферблата» была культурно-просветительская. Это действительно свободное пространство, которое способствует открытости, дает свободу самореализации. В коворкингах акцент сделан на работу. У нас главное – общение, когда рождаются идеи, возникают совместные проекты. Например, у нас стихийно возник кинокружок, его участники уже сняли документальный фильм.

- Что делается для создания атмосферы?

- Есть шахматы, нарды, «Эрудит», «Реверси», много книг. Есть фортепиано, на котором любой посетитель может поиграть. Интернет и тихие залы, где можно поработать. У нас свежеобжаренный кофе и заварные чаи. С собой можно приносить еду, но не роллтоны и не дошираки, они негативно сказываются на атмосфере. Можно выучить стихотворение, рассказать его и получить бесплатные минуты. Алкоголь употреблять нельзя. Курить можно на улице.

- Проводятся ли какие-то мероприятия?

- Почти каждый день. В основном выступают не какие-то суперизвестные люди, которые уже многого добились, а наши же гости. Каждый из них что-то знает, что-то умеет и хочет этим поделиться с другими. Например, один парень читал лекцию про авангардистов, другой учил фотографировать. В процессе возникает обсуждение, то самое живое общение, за которым люди сюда и идут. Исключением было, пожалуй, выступление Бориса Акунина, который пришел поддержать идею нового формата.

- Вы платите докладчикам?

- Мы расплачиваемся временем, они получают бесплатные минуты.

- А как выглядит финансовая сторона проекта? «Циферблат» уже вышел на самоокупаемость?

- Он начал окупаться с первого месяца. Проект прибыльный, но мне трудно оценить насколько, я не финансист. Пока что основную часть прибыли мы вкладываем в развитие.

- Я слышала, что в России уже не один «Циферблат». Вы создаете сеть таких пространств?

- Как только мы открылись, ко мне стали обращаться ребята из других городов, они захотели сделать у себя такое же место. Сейчас «Циферблатов» шесть: по одному в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Одессе, Киеве, еще два в Казани. В этом году откроется еще один в Москве и один в Ростове.

- Сеть устроена по принципу франшизы?

- Нет, мы работаем на партнерских основаниях. Я считаю, что невозможно научить людей чувствовать, а в «Циферблате» это самое главное – ощущать людей, которые приходят, понимать, что им нужно. «Циферблат» - это не застывший формат, он постоянно меняется, развивается. Например, этим летом возникло такое движение: многие наши гости путешествовали по городам, где есть «Циферблаты», они знали, что найдут там единомышленников, и действительно находили, делали что-то вместе, создавали проекты. Самым активным путешественникам мы будем дарить медальки. То есть «Циферблаты» создают такую громадную социальную сеть реальной жизни.     

- Какой период в развитии «Циферблата» оказался самым сложным?

- Лето этого года было для нас печальным периодом. В холодное время людей тянет к теплу, они с удовольствием проводят у нас время, но в теплые месяцы многим хочется погулять, выехать на природу. Мы не были к этому готовы. К тому же в мае у нас был переезд. Он и сам по себе дорогое удовольствие, к тому же мы вдвое увеличили площадь. Из-за смены места часть посетителей перестала у нас появляться. А новые люди еще не пришли. Теперь, задним числом, я понимаю, что можно было этого избежать. На летний период нужно было придумывать интересные, масштабные мероприятия, они повысили бы привлекательность места.