Музей на продажу

Культура
Москва, 21.01.2013
«Эксперт» №3 (835)

Фото: Sotheby’s

С 29 января по 2 февраля в Нью-Йорке пройдет неделя старых мастеров — Sotheby’s и Christie’s проведут серию аукционов, представляющих работы европейских художников XV — начала XIX века, из которых при желании если и не получится составить полноценный музей, то уж точно можно заложить для него неплохую основу. Старые мастера — что-то вроде «голубых фишек» арт-рынка: надежны, стабильны и неизменно востребованны. На прошлых торгах, проходивших в Лондоне в декабре, не обошлось без сенсаций — карандашный рисунок Рафаэля «Голова апостола» был продан Sotheby’s за рекордные для художника 47,9 млн долларов.

Нынешнюю неделю открывает Christie’s моноаукционом, который посвящен главной фигуре немецкого Возрождения Альбрехту Дюреру. Коллекцию из 60 гравюр с разными сюжетами нынешний владелец собирал на протяжении полувека, и в ней есть как небольшие и доступные листы вроде «Карнавального танца с факелами» за 3 тыс. долларов, так и хрестоматийные шедевры: «Адам и Ева», «Меланхолия I», «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» — с оценкой в полмиллиона каждый. Но это аперитив, а основные торги — живописные.

Два главных хита Christie’s — «Мадонна с младенцем и святым Иоанном Крестителем» (эстимейт 5–7 млн долларов) и «Мадонна с гранатом» (3–5 млн). Обе принадлежат кисти великого Сандро Боттичелли. Его живопись сосредоточена в музеях и редко появляется на открытых торгах — за последние двадцать лет через аукционы проходило всего с десяток работ. Другое название первой работы — «Мадонна Рокфеллера». Картину, исполненную в 1490-е годы по заказу одного из знатных жителей Флоренции, в 1930-е купил американский магнат Джон Рокфеллер, в семье которого она хранилась следующие полвека. В декабре работу привозили на показ и в Москву в рамках Салона изящных искусств. В ней есть все, что делает стиль Боттичелли не только неповторимым, но и легко узнаваемым: характерный тип женской красоты, возвышенный и отрешенный, изысканные цветовые сочетания и переклички, залитый мягким светом пейзаж, в котором холм напоминает по форме Гроб Господень и служит намеком на грядущее Воскресение Спасителя. «Мадонна с гранатом» лишь недавно была атрибутирована как ранняя работа Боттичелли: еще в первой трети прошлого века ее приписывали учителю художника Филиппо Липпи.

После поэтики Раннего Ренессанса всю мощь Высокого Возрождения представляет исполненное там же, во Флоренции, несколькими десятилетиями позже тондо Фра Бартоломео, одного из последователей Леонардо да Винчи (10–15 млн долларов). Необычная иконография «Мадонны» — младенец тянется к матери, а не благословляет спасаемый мир, — восходит к византийским образцам, но оба написаны с внутренней силой и даже страстью, насколько это возможно в религиозном сюжете.

Ренессансную линию подхватывает Sotheby’s, выставляющий на торги работу одной из ключевых фигур Северного Возрождения Ганса Мемлинга «Благословляющий Христос» (1–1,5 млн долларов). Последние полтора века работа хранилась в одной американской семье, причем последние влад

У партнеров

    «Эксперт»
    №3 (835) 21 января 2013
    Реакция на закон Магнитского
    Содержание:
    Злая игра в моральные ценности

    Принятие в США «закона Магнитского» стало сильнейшим вызовом для российской власти и всей страны в целом. Ответ Москвы оказался асимметричным и жестким, однако реакция на него заметной части российской общественности показала, что власти стоит более аккуратно оценивать последствия своих решений

    Экономика и финансы
    Потребление
    На улице Правды
    Реклама