Дивный карандаш

Вера Копылова
18 февраля 2013, 00:00
Андреева Галина. Гении войны, блага и красоты. Писал Королевский Академик. Джордж Доу

Джордж Доу — любимый художник Пушкина, собеседник Гете, звездный портретист эпохи и автор целой галереи в Эрмитаже — сейчас мало известен публике. Первая монография о нем вышла лишь в прошлом году. Написала ее Галина Андреева, уникальный специалист, искусствовед, экс-сотрудник Третьяковской галереи и сотрудник Минкультуры. Монография потребовала 20 лет работы в более чем десяти странах мира, она издана тиражом всего 1000 экземпляров в России и 500 — в Великобритании. Книгу получат крупнейшие библиотеки, и она стоит того, чтобы засесть с ней в читальном зале. Джордж Доу (1781–1829) был не только известной, но и довольно скандальной фигурой своего времени. Его критиковали за заимствования из классиков и ремесленничество, но хвалили за дух и талант. Его полотна влияли даже на моду, сделав популярным в Англии 1820-х годов платье в античном стиле, как на героине его «Портрета Луизы Хоуп».

Его называли последним британским микеланджистом — и откровенно завидовали. И было чему: в Англии Доу стал членом Королевской академии и любимым портретистом августейших особ. А в 1819-м Доу выехал в Россию по приглашению Александра I: император перекупил художника у британской короны. Доу прожил в России десять лет, он был придворным художником, работал над Военной галереей Зимнего дворца. Впрочем, и у нас его воспринимали неоднозначно: высший свет сходил с ума по его работам, но ему пеняли за чрезмерный успех и конвейер портретов генералов.

Его персонажи — Сперанский, Аракчеев, Николай I, Александр I и даже Пушкин. Пушкин написал ему «To Daw, Esqr»: «Зачем твой дивный карандаш // Рисует мой арапский профиль? // Хоть ты векам его предашь, // Его освищет Мефистофель…». Но карандашный набросок, выполненный Доу во время совместной поездки с поэтом, бесследно пропал.

Андреева Галина. Гении войны, блага и красоты. Писал Королевский Академик. Джордж Доу. — М.: Пинакотека, 2012. — 288 с., 210 илл.