MILI дает деньги «до зарплаты». Дорого

Елена Николаева
13 мая 2013, 00:00

Российский аналог американской системы Pay Day Loan кредитует под 900% годовых

Леван Назаров, 27

ключевой момент принятия решения об открытии бизнеса: новые возможности в области розничного кредитования - появилось регулирование

образование (у всех): MBA, МШУ Сколково, MIT
сфера деятельности: кредитование
 

стартовые вложения: февраль 2012 -  $ 100 000 бизнес-ангел; май 2012- $ 200 000 частный инвестор; сентябрь 2012 - $ 850 000 частный инвестор

До 30 тыс. рублей, до 30 дней. В течение нескольких минут с минимумом документов. Онлайн. Но под бешеные проценты — от 2% в день (700–900% годовых). Микрозаймы — золотая жила для кредитных организаций. Неудивительно, что в этот сегмент пытаются зайти многие предприниматели. Но, как и бывает с лакомыми кусками, риски тут тоже высокие и зачастую возникает «эффект мышеловки». Впрочем, три выпускника сколковского МБА — Георгий Белоцерковский, Леван Назаров и Грант Алавердян — все же решили попытать счастья. В начале 2012 года они запустили проект MILI, аналог американской системы Pay Day Loan — кредитного продукта «до зарплаты». В США взять микрозаем — дело привычное и не более сложное, чем покупка гамбургера. Но там работают два драйвера: кредитная история и то, что в момент получения денег заемщик выписывает чек на компанию-работодателя, которая может списать сумму возврата с его зарплаты. В России нет ни того, ни другого. Как нет и привычки брать взаймы у банка. Скорее человек, не рассчитавший средства, обратится за небольшой суммой к друзьям.

Перспективы рынка

Однако с распространением интернета появился спрос на онлайн-кредиты, и ситуация начала меняться. Большие суммы таким образом точно не получить. А вот микрозаймы — вполне реально. «Рынок микрокредитования в России только набирает обороты. По итогам 2011 года этот сегмент вырос на 34 процента, а по итогам 2012-го — уже на 40 процентов: спрос велик. И сейчас как раз образуются микрофинансовые организации, предлагающие такие кредиты», — оценивает перспективы сегмента аналитик «Инвесткафе» Екатерина Кондрашова.

Георгий Белоцерковский, 30 036_expert_19_2.jpg
Георгий Белоцерковский, 30

Главная проблема — даже при наличии растущего спроса — это нехватка информации о заемщике и, соответственно, большая вероятность ошибки. А главные конкурентные преимущества — не только стоимость кредита, но и количество необходимых документов, доступность филиалов финансовой организации и скорость получения займа.

«О человеке можно судить по его друзьям»

Считается, что существует корреляция между определенными социальными данными — такими, к примеру, как возраст, наличие высшего образования, детей, срок работы на одном месте, отношение к браку, — и добросовестностью заемщика. Поэтому основатели MILI решили воспользоваться повальным увлечением граждан соцсетями, где выкладывается вся личная информация. «Мы начали использовать альтернативные источники и математические модели, которые покажут, какие профили людей в соцсетях склонны к дефолту, а какие — к добросовестному возврату денег», - говорит партнер MILI Леван Назаров. Сегодня воспользоваться кредитом может только пользователь одной из трех наиболее популярных в России сетей. Ничего противозаконного — человек сам открывает специальному приложению доступ к своей странице. Разработанная математическая модель оценивает несколько десятков параметров. «Важно все, начиная от простых параметров, как то: количество друзей, количество постов в день, фотографии. Для нас имеют значение ваши “чекины” — в каких местах вы бываете: мы смотрим на средний чек заведения», — рассказывает сооснователь MILI Грант Алавердян. «Нам интересна динамика развития вашей социальной страницы — с первого дня, как вы зарегистрировались. Мы смотрим, сколько человек комментируют ваши фото, увеличивается или уменьшается их количество. Смотрим, кто комментирует, являются ли они вашими друзьями», — добавляет Леван Назаров.

Грант Алавердян, 24 036_expert_19_3.jpg
Грант Алавердян, 24

«С момента окончания заполнения анкеты до принятия решения проходит менее одной минуты. У нас абсолютно конфиденциальное приложение — никто из ваших друзей не узнает, что вы туда зашли», — уточняет Алавердян.

Получив одобрение, заемщик должен посетить уже реальный филиал, где заполнит договор и сможет взять деньги. Сеть мини-офисов предприниматели решили не открывать. В качестве стратегического партнера выбрали «Евросеть» — у компании много точек по всей России, многие из них работают 24 часа. Она же выполняет обязательную функцию идентификатора перед выдачей займа. Если клиент оказался добросовестным заемщиком, то в случае повторного обращения за микрокредитом посещать отделение уже не нужно: деньги будут напрямую перечислены на кредитную карту. Подобная схема снижает издержки.

Конечно, такая оценка — на грани фола. «Адекватные данные довольно сложно получить, — считает Екатерина Кондрашова. — Зачастую в соцсетях может быть указана недостоверная информация». Но это лишь интересная фишка. Помимо альтернативных способов оценки платежеспособности заемщика бизнесмены используют и классические, стандартные для банков методы. Такие, например, как обращение в бюро кредитных историй. Соответственно, ухудшить параметры оценка информации из соцсети явно не может.

 036_expert_19_4.jpg

Риски

В среднем на рынке микрокредитов до 30% невозврата. Естественно, на входе этот процент еще больше. Пока бездушная математическая модель не наберется опыта по анализу хороших и плохих заемщиков, статистику не переломить. «Мы уже прошли и возвраты, и невозвраты. Пока укладываемся в статистику», — говорит Георгий Белоцерковский. Леван Назаров надеется на сознательность граждан: «Люди понимают, что за все нужно платить. Потому что они дальше будут брать автокредиты, ипотеку и так далее. И любая маленькая неуплата по небольшим кредитам может им аукнуться».

Модель монетизации

На ближайшие пару лет зарабатывать предполагается только на процентах. При этом у MILI плавающая ставка: «Она зависит от того, как вы прошли кредитный скоринг, и составляет от одного до двух процентов в день», — утверждает Грант Алавердян. «Наша максимальная сумма для первоначального клиента ограничена 10 тысячами. В дальнейшем эта сумма будет увеличиваться в зависимости от того, как будет расти ваша кредитная история. Как вы будете развиваться с нами как клиент. Срок не превышает 30 дней, но вы можете взять деньги хоть на один день», — добавляет он.

В дальнейшем, если такая оценка кредитоспособности заемщика окажется удачной, бизнесмены планируют продавать лицензию в страны, где не рассматривают личного присутствия. Свою модель партнеры запатентовали в американском бюро. Причем, по словам Назарова, заявили авторские права сразу на два изобретения: оценку по соцсетям и право забирать себе управление страницами в социальных сетях, когда человек не отдает кредит.

 038_expert_19.jpg

Инвестиции

Всего в проект партнеры привлекли чуть более 1,1 млн долларов. Деньги Грант Алавердян, в прошлом имевший опыт работы в инвестбанкинге «Тройка Диалог», Георгий Белоцерковский — сын известного питерского бизнесмена, занимавшийся брокерскими услугами по аренде частной авиации, и Леван Назаров, имевший опыт работы в сфере автомобильных продаж, нашли довольно быстро.

Средства пошли на исследование рынка, на разработку математической модели и построение юридической основы. «Мы оперируем как банк, грубо говоря. У нас ограниченная лицензия. Мы должны отвечать всем требованиям российского законодательства о хранении и передаче персональных данных. Должны покупать специальное оборудование. Настраивать. Нам нужны большие вычислительные мощности для обработки социальных граф. На построение этой инфраструктуры уходит очень много времени, денег и нервов», — объясняет Назаров.

Калькулятор

Основной идеей было создать автоматизированную систему, поэтому собственного персонала немного. В штате компании работает 8 человек, которые размещаются в коворкинге. Средняя зарплата — 60 тыс. рублей. ФОТ в месяц — полмиллиона рублей. Они же — 65% всех расходов. Еще 30% отнимает маркетинг — компания продвигает себя в социальных сетях и через партнерские программы. Соответственно, всего в месяц расходуется порядка 750 тыс. рублей.

Фактически работать бизнес начал с октября прошлого года. За этот период выполнено более 7 тыс. операций. Средний размер займа — 5,6 тыс. рублей. Средний срок — 19 дней с пролонгацией на две недели. Рост клиентов, по словам Назарова, 100% в месяц.

Месячный оборот — 7 млн рублей.

На точку безубыточности партнеры надеются выйти летом 2014 года. Впрочем, в стартапе трудно планировать определенные сроки: слишком много «если».

Планы

Сейчас компания ищет крупного инвестора. И рассчитывает этим летом привлечь 5 млн долларов. Правда, кто их даст — пока неизвестно. Но партнеры эти средства уже мысленно поделили — 60% пойдет в кредитный портфель, 30% — на маркетинг. Также летом MILI планирует увеличить сроки кредитования и суммы: займы будут раздавать в пределах 60 тыс. рублей на срок до полугода.