Путин направил поезда на Казань

3 июня 2013, 00:00
Фото: AP
Есть шанс, что к 2018 году на подобном поезде можно будет добираться от Москвы до Казани за три с половиной часа

Высокоскоростным железным дорогам в России быть. Но не совсем там, где их ожидали. На совещании правительства 28 мая президент Владимир Путин обратил внимание на давно обсуждаемую тему строительства высокоскоростных железных дорог и сам назвал приоритетные маршруты: Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань, а также Москва — Ростов-на-Дону — Сочи. Про проект ВСМ-1 (Москва—Санкт-Петербург) не было сказано ни слова.

Напомним, что вопросом строительства высокоскоростных (со скоростью движения поездов 300–400 км/ч) магистралей российские чиновники занимаются с 2004 года с подачи тогдашнего министра транспорта Игоря Левитина. В 2006-м под эгидой РЖД была создана специализированная компания «Скоростные магистрали», которая должна была разрабатывать и реализовывать проекты строительства таких дорог. В марте 2010 года даже последовал президентский указ об организации скоростного движения. Предполагалось, что будут проектироваться и строиться две новые обособленные линии: Москва—Санкт-Петербург (ВСМ-1) и Москва — Нижний Новгород — Казань — Екатеринбург (ВСМ-2). «Скоростные магистрали» разрабатывали оба проекта, но так и не вышли даже на стадию проектной документации.

Сейчас все скоростное движение в России ограничивается поездами «Сапсан», курсирующими от Москвы до Петербурга и от Москвы до Нижнего Новгорода. Они, конечно, несколько снизили напряженность в пассажирообороте между этими городами. Но по своим характеристикам — скорости, характеру размещения (общая линия вместо выделенной железнодорожной полосы, как положено) — никак не подходят под определение «высокоскоростных железных дорог», да и скорости лишь местами едва достигают 250 километров в час. Зато они вызывают множество нареканий, вынудив железнодорожников перенаправить грузовые составы в обход более прямых и дешевых маршрутов, а также разрушить график движения пригородных поездов в регионах следования «Сапсана».

По идее, первой ввести в строй планировали питерскую трассу ВСМ-1, затем должна была последовать ВСМ-2 — через Нижний Новгород и Казань и дальше до Екатеринбурга. Получалась бы транспортная артерия, связывающая скоростным сообщением высокоразвитые регионы Урала с обеими столицами. Вместо этого питерское направление осталось за скобками, а трасса на Урал оборвется на полпути. Что не может не вызывать разочарования.

Как говорят эксперты, начав подобное строительство, следовало бы не останавливаться на полпути к многомиллионному Уралу и уж тем более не тратить триллионы, чтобы проводить магистраль до крохотного кавказского курорта.

Единственное, что обнадеживает: маршрут Москва—Казань все же близок к выходу на стадию строительства. Проектно-изыскательские работы тут уже начались. Протяженность новой выделенной линии составит 803 км со скоростью движения до 400 км в час. Сроки запуска маршрута также известны — к чемпионату мира по футболу 2018 года (Казань — в числе принимающих городов). Стоимость тоже подсчитана — немногим более 900 млрд рублей — и пока не выходит за рамки мировых показателей. Строительство на 70% должно будет финансироваться за счет государственных средств. При этом частично эти средства могут быть предоставлены из Фонда национального благосостояния. Одним словом, есть шанс, что хоть на этом направлении российские потребители получат возможность быстро и с комфортом пересекать огромные российские просторы.

(Подробнее о пассажирских железнодорожных перевозках см. «Последний путь»)