Отличники и неудачники

16 сентября 2013, 00:00
Фото предоставлено ООО «Ток-строй»
В якутских болотах активно достраивается высоковольтная линия электропередачи Чернышевский—Мирный—Ленск—Пеледуй стоимостью 36 млрд рублей

Первый инвестиционный обзор журнала «Эксперт» увидел свет 22 марта 2010 года (см. «Денег не жалеть!», № 11). Запуская этот проект, мы поставили перед собой задачу отслеживать инвестиционную активность в реальном секторе экономики России в ежеквартальном режиме и рассказывать читателям о самых интересных обнаруженных нами инвестпроектах, тенденциях и идеях. За прошедшие три с половиной года мы довольно глубоко изучили инвестиционные процессы в стране, составили впечатляющую базу более чем из 830 проектов на 275 млрд долларов и в общем-то можем утверждать, что имеем перед глазами детальную картину инвестиционной деятельности в стране за последние годы. Это дает нам право критически оценивать те или иные проекты с точки зрения их успешности. Три года назад, когда мы начинали исследование, некоторые проекты представлялись нам нереализуемыми, некоторые, напротив, казалось, пойдут без сучка без задоринки. Но жизнь гораздо интереснее и сложнее наших прогнозов. Поэтому мы решили создать внутри проекта «Инвестиционный обзор» новую рубрику «Отличники и неудачники», в которой будем рассказывать, в каком состоянии пребывают заявленные или начатые три года назад крупные инвестпроекты.

Инвестор: «Силовые машины».

Проект: завод по производству турбин.

Регион: Санкт-Петербург.

Объем инвестиций: 7,2 млрд рублей (факт).

Период реализации: 2010–2012 гг. (факт).

Статус: производство запущено.

Краткое описание: За два с половиной года в Колпине был построен совершенно новый машиностроительный завод (подробнее см. «Мы ждали этого двадцать лет», интервью с гендиректором «Силовых машин» Игорем Костиным, «Эксперт» № 49 за 2012 год). Никаких особых проблем при строительстве не возникло. Стройка была завершена в намеченные сроки, лишь с небольшим удорожанием. Завод уже начал производить оборудование для электроэнергетики, в том числе турбины.

Инвестор: НЛМК (на начальном этапе «Макси-Групп»).

Проект: завод по производству стали и проката.

Регион: Калужская область.

Объем инвестиций: 38 млрд рублей (факт).

Период реализации: 2006–2013 гг. (факт).

Статус: производство запущено.

Краткое описание: Идея создания производства сортового проката, ориентированного на сбыт в дефицитном Центральном регионе, принадлежала бизнесмену Николаю Максимову из «Макси-Групп». Через год после бодрого старта проекта у Максимова начались проблемы с финансами — проект фактически был заморожен. Затем Максимов продал контроль в «Макси-Групп» НЛМК, а вскоре наступил экономический кризис 2008–2009 гг. — стройка остановилась полностью. На начало 2010 года в проект было инвестировано всего чуть более 4 млрд рублей. То есть фактически завод был построен за последние три года, когда ставший единственным собственником проекта НЛМК вложил в него еще 34 млрд рублей. Таким образом, строительство затянулось на несколько лет относительно ожидаемых сроков из-за смены собственника проекта и экономического кризиса.

Инвесторы: «Роснано», Thunder Sky (Китай).

Проект: завод по производству литий-ионных аккумуляторов («Лиотех»).

Регион: Новосибирская область.

Объем инвестиций: 13,6 млрд рублей (факт).

Период реализации: 2010–2011 гг. (факт).

Статус: производство запущено.

Краткое описание: «Лиотех» был создан как СП «Роснано» и китайской Thunder Sky Group (51% акций). Но через год после запуска производства, которое состоялось в намеченный срок — в конце 2011 года, китайцы решили выйти из проекта, их долю выкупила «Роснано». Проект был реализован в запланированные сроки, без сбоев и без увеличения сметы строительства. Но ожиданий завод не оправдал: на его продукцию — литий-ионные аккумуляторы — практически нет спроса ни в России, ни за рубежом (китайский партнер как раз должен был найти покупателей в своей стране, но не смог). Технология производства новосибирских литий-ионных аккумуляторов изначально была ориентирована на рынок очень мощных устройств, таких как электроавтомобили (батареи в них используются как стартерные аккумуляторы). Но тема электромобилей в целом была переоценена на глобальном уровне, сейчас их не выпускают сотнями тысяч и миллионами штук, как ожидалось во время электромобильной эйфории конца 2000-х, когда начинали строить завод в Новосибирске. Однако потребность в литий-ионных аккумуляторных батареях в России все же есть. Но нужны прежде всего аккумуляторы существенно меньшего размера и с немного другими характеристиками. К сожалению, производственные линии новосибирского завода по чисто технологическим причинам не могут выпускать востребованную на внутреннем рынке продукцию.

По оценке Счетной палаты РФ, в 2012 году «Лиотех» получил убыток в 2 млрд рублей. «Роснано» ищет пути реанимации проекта, дополнительно выделяя на него деньги. В апреле 2013 года было выделено 423 млн рублей, в сентябре еще 447 млн рублей. Ожидается изменение стратегии предприятия, теперь ассортимент его продукции будет скорректирован в сторону аккумуляторов и систем накопления энергии большой мощности, предназначенных для крупной энергетики. Правда, пока не ясно, какие это принесет плоды.

Инвестор: Объединенная судостроительная корпорация, DSME (Южная Корея).

Проект: судоверфь («Звезда»).

Регион: Приморский край.

Объем инвестиций: 45 млрд рублей (план).

Период реализации: 2009–2012 гг. (план).

Статус: идет строительство с большим срывом сроков.

Краткое описание: В самом конце 2009 года на базе судоремонтного завода «Звезда» в Большом Камне началось строительство новой, гигантской по российским меркам судоверфи, которая должна была строить газовозы, нефтеналивные танкеры и суда ледового класса. Проблема в том, что верфь так и не получила твердых заказов под крупные шельфовые проекты, из-за чего ее перспективы были туманны, строительство велось ни шатко ни валко. В 2011–2012 годах в проект было вложено всего 8 млрд рублей. Под конец 2012-го стало известно, что корейская DSME перестала финансировать проект и фактически вышла из него. Уход корейцев был напрямую связан с затягиванием, а затем и переносом на неопределенное будущее разработки Штокмановского месторождения в Баренцевом море, для работы на котором «Газпрому» понадобилось бы большое количество морской техники и судов, включая газовозы. Входя в проект с ОСК, корейцы рассчитывали таким образом заполучить крупные заказы от наших нефтегазовых и транспортных компаний. Так или иначе, они их получили, а выращивать себе под боком конкурента в виде «Звезды» передумали.

По последним данным, стоимость строительства завода выросла до 100 млрд рублей. Сколько лет еще потребуется на его возведение, не знают ни в ОСК, ни в Минпромторге. Очевидно также, что ОСК самостоятельно не может потянуть такой объем инвестиций. На помощь призваны «Роснефть», заказчик и основная заинтересованная сторона проекта, и Газпромбанк, имеющий компетенции в управлении крупными машиностроительными предприятиями.

Инвесторы: ГК «Синтез», Huadian (Китай).

Проект: ТЭЦ.

Регион: Ярославская область.

Объем инвестиций: 20 млрд рублей (план).

Период реализации: 2010–2013 гг. (план).

Статус: строительство началось в 2013 году, на три года позже плана.

Краткое описание: На базе Тенинской котельной в Ярославле, принадлежащей ТГК-2 (актив ГК «Синтез»), планировалось к концу 2013 года построить ПГУ-ТЭЦ мощностью 450 МВт. По факту строительство началось только в феврале 2013-го. Перенос сроков, по словам представителей ТГК-2, «связан с более поздним, чем планировалось изначально, получением финансового транша от Торгово-промышленного банка Китая (ICBC), который выделяет основной объем кредитных ресурсов (до 70 процентов) на строительство объекта. Задержка в получении финансового транша вызвана, в свою очередь, тем обстоятельством, что согласование необходимой рабочей документации и финансовых документов в китайских и российских проектных компаниях и Торгово-промышленном банке Китая заняло значительное время». По состоянию на конец лета 2013 года в проект инвестировано чуть менее 1 млрд рублей. То есть стройка и освоение капвложений идут не очень высокими темпами. Тем не менее в ТГК-2 заверяют, что строительство предполагается закончить в установленные сроки, не позднее декабря 2014 года. Верится в это с трудом, хотя такого варианта исключать все-таки не стоит, ведь ТЭЦ строят китайцы, а они делают это быстро.

Инвесторы: «Ростех», Pirelli (Италия).

Проект: шинный завод.

Регион: Самарская область.

Объем инвестиций: 10 млрд рублей (план).

Период реализации: 2010–2013 гг. (план).

Статус: проект отменен.

Краткое описание: Итальянский шинный гигант Pirelli несколько лет назад на пару тогда еще с «Ростехнологиями» (теперь госкорпорация «Ростех») обещал построить новейший шинный завод в Тольятти. Но, как вскоре выяснилось, эти заявления были лишь частью большой игры Pirelli по обустройству своего бизнеса в России. Приоритетом для итальянцев стало не строительство собственного современного завода, а приобретение контроля над уже существующими — Кировским и Воронежским шинными заводами, что, кстати, обошлось чуть дешевле строительства завода в Тольятти. Время покажет, был ли этот шаг верным. Мы лишь скажем, что в России в последние годы построено и строится достаточно современных шинных заводов другими крупными иностранными компаниями: японской Yokohama в Липецкой области, немецкой Continental в Калужской области, финской Nokian Tyres в Ленинградской области и другими.              n