Регион с компетенцией

Спецвыпуск
Москва, 16.12.2013
«Эксперт» №50 (880)
Ярославская область более 90 лет является центром компетенций в области газотурбинного машиностроения. Сейчас отрасль переживает новый этап — увеличение числа новых проектов

Один из приоритетов для Ярославской области — развитие высокотехнологичного машиностроения. Эта отрасль — визитная карточка региона. На произведенных здесь двигателях летают военные самолеты не только России, но и ряда зарубежных стран. А сделанные на их базе энергетические установки несут свет и тепло в дома десятков тысяч россиян. Кроме того, на долю машиностроения в промышленности области приходится 36,6% объемов реализации, на этих предприятиях работает почти половина занятых в промышленном производстве жителей региона. «Нам крайне важно, чтобы основная отрасль региональной экономики развивалась, повышала конкурентоспособность, производственные технологии и расширяла номенклатуру производимой продукции. Поэтому нами задействован весь арсенал средств, которыми обладает правительство региона для развития машиностроительного комплекса Ярославской области. Среди них и успешная реализация принципа “одного окна” при работе с инвестором, и публичная поддержка с нашей стороны проектов на разных уровнях, предоставление одинаково выгодных условий как для иностранного, так и для российского капитала», — подчеркивает губернатор Ярославской области Сергей Ястребов.

Расширение компетенции

Сейчас на территории региона формируется кластер газотурбостроения и энергомашиностроения, который должен еще больше укрепить позиции ярославских машиностроителей на российском и зарубежном рынках. Базовое предприятие кластера — НПО «Сатурн», которое было образовано на рубеже веков путем слияния серийного завода «Рыбинские моторы» и КБ им. Люльки, разработчика двигателей для военной авиации. Сегодня в мире есть только пять стран, которые способны осуществлять полный цикл разработки и производства таких двигателей. И то, что Россия в постсоветское время не потеряла своих компетенций в этой сфере, — прямая заслуга рыбинских моторостроителей.

Однако разработка подобной техники требует огромных денег. Зарубежные лидеры двигателестроения — General Electric, Rolls-Royce, Pratt & Whitney — вертикально интегрированные международные корпорации, функционирующие в форме кластеров. По такому же пути пошло и российское правительство, образовав государственную Объединенную двигателестроительную корпорацию (ОДК), в которую были включены все ведущие разработчики и производители авиационных моторов страны, в том числе НПО «Сатурн».

При этом компетенций у рыбинских моторостроителей прибавилось. В начале века «Сатурн» совместно с французской компанией Snecma разработал интегрированную силовую установку SaM146, предназначенную для применения на регионально-магистральных самолетах вместимостью 70–120 пассажиров. Она сертифицирована по нормам EASA (Евросоюз) и АР МАК (РФ) и устанавливается на семейство самолетов Sukhoi Superjet 100, создаваемых «Гражданскими самолетами Сухого» («дочка» АХК «Сухой») совместно с компанией Alenia (Италия) при консультационной поддержке компании Boeing.

SSJ100 — самый перспективный региональный лайнер, созданный в России в постсоветское время. Двигатели SaM146

У партнеров

    «Эксперт»
    №50 (880) 16 декабря 2013
    Медиа рынок
    Содержание:
    С добрыми намерениями

    Отношения власти и государственных СМИ в России остаются запутанными. Попытки медиа с госучастием работать в интересах общества зачастую приводят к проведению информационной политики «с кукишем в кармане», тогда как стремление государства поставить такие СМИ под более жесткий контроль неизменно порождает обвинения в расширении пропаганды

    Человек года
    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Потребление
    Реклама