Деловая конъюнктура

24 марта 2014, 00:00

Инвестиционная активность уменьшается; Отток капитала в 2014 году может превысить 100 млрд долларов; Дефицит консолидированного бюджета вырос на 1,1 трлн рублей

Наметившаяся в конце прошлого года слабая тенденция к повышению инвестиционной активности в первые месяцы года не получила развития. Рассчитываемый ЦМАКП индекс инвестиционной активности (он отслеживает динамику предложения отечественных и импортных товаров инвестиционного назначения) в феврале снизился до октябрьского уровня, минимального за последние два года. Уровень предложения инвестиционных товаров в среднем за январь-февраль превышает докризисный (январь—сентябрь 2008 года) на 8,9%. Значительно превысил докризисный уровень (+16%) импорт машин и оборудования.

Если обсуждаемые санкции против России лишат российских заемщиков возможности привлекать новые кредиты, то даже непродолжительный период их действия нанесет значительный удар по балансу капитальных потоков. Около 150 млрд долларов внешних займов негосударственного сектора, то есть почти четверть всей задолженности, должно быть погашено в 2014 году. При этом уже в первом квартале банки должны вернуть кредиторам порядка 16–18 млрд долларов, а небанковские корпорации — примерно 40 млрд долларов.

При нормальном функционировании мировых финансовых рынков и отсутствии проблем у российских заемщиков с получением новых займов эта короткая задолженность постоянно рефинансируется. По оценке Центра структурных исследований ИЭП им. Е. Т. Гайдара, 30–40% внешних займов банков и 20–30% займов небанковских корпораций выплачивается уже в течение ближайшего квартала. В основном это происходит за счет привлечения новых займов, и общий объем задолженности продолжает расти. В случае нестабильности на внешних рынках или появления проблем у российских заемщиков с привлечением новых займов в первую очередь возникнут сложности с рефинансированием именно этих коротких долгов.

Невозможность привлекать новые внешние займы в течение первого квартала может увеличить чистый отток капитала на 50–55 млрд долларов (по оценкам ЦСИ ИЭП, в первом квартале отток капитала может составить 60–65 млрд долларов). Частично долги могут быть выплачены за счет ликвидных иностранных активов российских заемщиков. Но и в этом случае чистый отток капитала из России за год может превысить 100 млрд долларов.

Дефицит консолидированных бюджетов субъектов федерации по итогам 2013 года вырос в 2,3 раза, до 642 млрд рублей. Одним из ключевых факторов, определивших такую динамику, стало резкое сокращение прибыли в отраслях материального производства — одном из главных элементов базы налогообложения. Прибыль в реальном выражении в прошлом году сократилась на 20%. В результате реальный, с поправкой на дефлятор конечных внутренних покупок, сбор налога на прибыль в региональные бюджеты снизился почти на 19%. Это падение было отчасти компенсировано главным источником доходов субфедеральных бюджетов — налогом на доходы физлиц (рост на 4,3% в реальном выражении), а также неплохой динамикой имущественных налогов (+7,3%). Однако этого оказалось недостаточно, и налоговые доходы регионов реально снизились (на 3,7%).

В то же время текущие расходы выросли, хотя и незначительно (на 0,3% в реальном счете), главным образом за счет бюджетных расходов на содержание школ, больниц, дорог и проч. (реально — на 2,5%), являющихся, по сути, мандатными (неснижаемыми). Ответом региональных бюджетов стало значительное, на 8,5% в реальном выражении, снижение инвестиций. Однако этого оказалось недостаточно, чтобы избежать кратного роста дефицита. Прирост обязательств регионов составил 403 млрд рублей, увеличившись вдвое против прошлого года.

В целом сальдо консолидированного бюджета сдвинулось в минувшем году на 1,1 трлн рублей — от профицита 260 млрд в 2012 году к дефициту 848,7 млрд в 2013-м, что составляет 1,7% ВВП. Такой крупный сдвиг бюджетного сальдо (фискальный стимул) российская экономика получала лишь однажды — в кризисном 2009-м. Тогда он был уместен, но на сей раз, будучи процикличным, примененным в состоянии полной занятости, привел лишь к дополнительному инфляционному разогреву. В целом можно сказать, что экономика России, подобно экономике СССР конца 1980-х, встретила 2014 год в состоянии, разбалансированном непомерными бюджетными тратами, ростом зарплат и социальными обязательствами, рассчитанными на постоянный рост нефтяных цен. В его отсутствие эта разбалансированность будет лишь увеличиваться.