Мастодонт в вечной мерзлоте

Повестка дня
Москва, 14.04.2014
«Эксперт» №16 (895)

Фото: ИТАР-ТАСС

Победителем в конкурсе на строительство моста через Лену стал консорциум «Транспортные концессии (Саха)», следует из конкурсной документации Росавтодора, заказчика объекта. В его состав входят ВТБ, УСК «Мост», ОАО «Бамстроймеханизация» и институт «Стройпроект». Письма поддержки консорциуму подписали также РФПИ, Vinci Concessions, Газпромбанк, ЕБРР и IFC. Еще одним участником конкурса была Якутская мостостроительная компания (в составе ООО «Стройгазконсалтинг», НПО «Мостовик» и ОАО «Китайская гражданская инвестиционно-строительная корпорация»), но условия, предложенные «Транспортными концессиями (Саха)», оказались предпочтительнее: консорциум обязался построить мост за 38,9 млрд рублей (в ценах первого квартала 2013 года) при плате за содержание мостового перехода до 2027 года от государства 15,9 млрд рублей. Общая стоимость строительства сооружения в соответствии с распоряжением правительства РФ от 2 апреля 2013 года была определена в 46,7 млрд рублей (в ценах первого квартала 2013 года).

Комплекс автомобильного мостового перехода через Лену в 30 км от Якутска предусматривает строительство автомобильного моста и автодорожных подходов к нему, инженерно-технических сооружений, сооружений охраны и эксплуатации моста, а также примыкания к автомобильным трассам «Умнас» и «Лена». Общая протяженность объекта превысит 21 км (сам мост — 3,1 км). На реализацию проекта отведено 14 лет, из них первые шесть — на проектирование и строительство. Мост будет строиться в условиях Крайнего Севера, при перепадах температур от –64 до +38 градусов Цельсия. Придется использовать опоры длиной свыше 180 метров, чтобы добраться до твердых грунтов, и это в высокосейсмичной зоне и при мощных ледоходах — в половодье вода в Лене поднимается до отметки 17 метров. Эксплуатировать мост и окупать свои вложения концессионер сможет с 2020 до 2027 года. Как и все объекты Росавтодора, мост будет бесплатным для проезда пользователей.

Мост через Лену в районе Якутска — проект, история которого насчитывает уже не одно десятилетие. Но почти всегда предполагалось совместить автомобильное и железнодорожное движение. В 2013 году было решено строить исключительно автомобильный мост. Между тем совмещенный мост мог бы стать важным звеном другого мегапроекта — 800-километровой Амуро-Якутской железнодорожной магистрали (АЯМ), которая должна связать республику с БАМом. В прошлом году железная дорога была доведена от Беркакита до поселка Нижний Бестях на правом берегу Лены, всего в 20 км от Якутска, расположенного на левом берегу реки. Однако без железнодорожного моста через Лену, который позволил бы довести дорогу до столицы республики, проект АЯМ фактически остается незавершенным. Сегодня «северный завоз» в улусы Якутии, разделенной Леной на две практически равные части, идет по рекам (в летний сезон), а также автомобилями и самолетами (в зимнее время). Отсюда постоянные проблемы с доставкой грузов, обусловленные сезонностью, и чрезвычайная дороговизна завоза. Железная дорога до Якутска позволил

У партнеров

    «Эксперт»
    №16 (895) 14 апреля 2014
    Украинский кризис
    Содержание:
    Хватит ультиматумов

    Киевский режим вынужденно отказался от попыток силовым образом подавить протесты на востоке и юге Украины. Теперь то, насколько успешным будет процесс политического урегулирования, зависит не только от искренности временного правительства в диалоге с регионами, но прежде всего от готовности ведущих стран Запада выработать совместно с Россией план экономической реанимации Украины

    Коротко
    Потребление
    Индикаторы
    На улице Правды
    Реклама