Новости культуры

21 апреля 2014, 00:00

Питер Гринуэй осмыслил и оживил наследие русского авангарда 058_expert_17_1.jpg Фото: РИА Новости
Питер Гринуэй осмыслил и оживил наследие русского авангарда
Фото: РИА Новости

Крик об авангарде

В Манеже открылась самая резонансная выставка этой весны «Золотой век русского авангарда», проект знаменитого британского режиссера Питера Гринуэя и его жены и соавтора Саскии Боддеке. Выставка заявлена как главное событие Года России—Великобритании, создана специально для Москвы (в отличие от обычных «гастрольных» проектов) и после закрытия, если не помешает политическая ситуация, отправится в европейское турне. Экспозиция представляет собой новый жанр на стыке кинематографа и изобразительного искусства. В темном зале зрителя окружают огромные экраны, на которых Малевич спорит с Эйзенштейном, Кандинский выдвигает свои теории, а Брик соблазняет Маяковского. Фоном к монологам, составленным на основе архивных материалов, служат репродукции картин из российских музеев.     

Утраченного Фаберже нашли на блошином рынке 058_expert_17_2.jpg Фото: WARTSKI
Утраченного Фаберже нашли на блошином рынке
Фото: WARTSKI

Новый старый Фаберже

В лондонской галерее Wartski выставили считавшееся утраченным императорское пасхальное яйцо из золота с часами Vacheron Constantin внутри. С 1885 по 1916 год мастера Фаберже изготовили по императорскому заказу 50 роскошных пасхальных яиц, из которых восемь считаются утраченными. Одно из них, подаренное Александром III императрице Марии Федоровне на Пасху 1887 года, после революции было конфисковано большевиками и в 1922 году продано на Запад, где следы его потерялись. Лет десять назад на блошином рынке на американском Среднем Западе его купил арт-дилер за 14 тыс. долларов, но забыл о покупке и лишь полтора года назад показал яйцо экспертам лондонской галереи, которая в свое время официально сотрудничала с Фаберже. Яйцо уже продано за сумму порядка 20 млн фунтов стерлингов.

Экспозицию МЛК попытались приблизить к жилой обстановке. Леонид Тишков в своей мастерской 058_expert_17_3.jpg Фото из каталога выставки
Экспозицию МЛК попытались приблизить к жилой обстановке. Леонид Тишков в своей мастерской
Фото из каталога выставки

В гости к коллекционерам

Пушкинский музей открыл после длительной реставрации новое здание Музея личных коллекций. Особняк XVIII века, стоящий вдоль Волхонки за уже существующим зданием, добавил музею 800 кв. м полезной выставочной площади. Когда начнется реконструкция основного здания, здесь, скорее всего, будет хранилище, а пока открылась первая выставка.

Квартира-музей показывает разную живопись — от ренессансной Мадонны, «Носорога» Дюрера и парсуны петровского времени до авангарда и соцреализма, перемешанных с фарфором, восточной бронзой и деревянной скульптурой, из домов коллекционеров Романа Бабичева и Игоря Сановича, художественной семьи Штеренберг, а также мастерских архитектора Якова Чернихова и художника Леонида Тишкова.    

Вместо пышного Востока со слонами и перьями у Штайна получилась интимная психологическая драма 058_expert_17_4.jpg Фото: ИТАР-ТАСС
Вместо пышного Востока со слонами и перьями у Штайна получилась интимная психологическая драма
Фото: ИТАР-ТАСС

Опера о любви

В Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко состоялась премьера оперы Джузеппе Верди «Аида» в постановке знаменитого немецкого режиссера Петера Штайна. В Москве он ставил «Орестею» и «Гамлета», а как оперный режиссер успешно работал в театрах Зальцбурга, Вены, Милана, Барселоны. По замыслу Штайна, московская постановка должна вернуть «Аиде» звучание, задуманное композитором в 70-е годы XIX века. Действие происходит в Египте, что обычно провоцирует постановщиков на создание пышного шоу с восточным колоритом, но Штайн трактует сюжет как интимную психологическую драму с классическим любовным треугольником. 

«Беглянка» состоит из восьми рассказов о женских судьбах 059_expert_17_1.jpg Фото: «Азбука-Аттикус»
«Беглянка» состоит из восьми рассказов о женских судьбах
Фото: «Азбука-Аттикус»

Вторая книга Манро на русском

Уже к началу лета, вслед за вышедшим в марте «Слишком много счастья», «Азбука-Аттикус» выпустит еще один сборник рассказов Элис Манро. Это будет всего лишь вторая книга на русском языке лауреата Нобелевской премии по литературе прошлого года.

Сборник рассказов «Беглянка» впервые опубликован десять лет назад. Повествуется в нем о женских судьбах, что вообще характерно для творчества канадской писательницы. В заглавной истории молодая женщина ищет в себе силы, чтобы оставить мужа. В целом благополучную семейную жизнь героини других трех рассказов омрачают неконтролируемые эмоции. Еще четыре рассказа посвящены девочкам-подросткам.

Перевела книгу Елена Петрова, доцент кафедры английской филологии и перевода Санкт-Петербургского университета, обладательница премии «Странник» за перевод романа Кристофера Приста «Престиж». Елена Петрова переводила романы Рэя Брэдбери, Иэна Бэнкса, Джулиана Барнса и Джоан Роулинг.

Питер Паркер пытается балансировать между двумя характерными присущими ему ипостасями: влюбленного бойфренда и спасающего город супергероя 059_expert_17_2.jpg Фото: Columbia Pictures
Питер Паркер пытается балансировать между двумя характерными присущими ему ипостасями: влюбленного бойфренда и спасающего город супергероя
Фото: Columbia Pictures

Новый фильм про Питера Паркера

Второй фильм Marvel Entertainment из франшизы про «нового» Человека-паука относится к числу тех, сюжет которых пересказывать не имеет смысла. Принципиально он ничем не отличается ни от предыдущей серии, ни от фильмов из трилогии про «старого» Человека-паука. У тинейджера Питера Паркера, обладающего сверхспособностями, есть личные проблемы и есть смертельные враги. Эта сюжетная формула безотказно срабатывала уже не один раз. Предыдущий фильм собрал в мировом прокате более 751 млн долларов.

Режиссером фильма и на этот раз выступил мастер подростковых драм Марк Уэбб. Композиторской группой руководил сам Ханс Циммер. Одним из двух продюсеров фильма выступил Ави Арад, который до недавнего времени занимал пост главы компании Marvel Entertainment. Бюджет фильма оценивается в 200 млн долларов. Помимо обычного формата его можно посмотреть и в IMAX 3D.  

Действие фильма «Барбара» происходит в конце XVIII века 059_expert_17_3.jpg Фото: CoolConnections
Действие фильма «Барбара» происходит в конце XVIII века
Фото: CoolConnections

Датская волна

С 24 по 28 апреля в кинотеатре «Формула Кино Горизонт» пройдут основные показы фестиваля датского кино Danish Wave. В этом году организаторы фестиваля предлагают зрителям подробное знакомство с работами классика датского кино Нильса Мальмроса и с ним самим — ожидается, что он приедет на открытие. В ретроспективную программу вошли наиболее известные картины Мальмроса: «Барбара» (1997) — экранизация романа датского писателя Йоргена-Франца Якобсена, «Полночный Орхус» (1989) и «Древо познания» (1981).

В рамках фестиваля также состоится российская премьера последнего на сегодня фильма Мальмроса «И в горе, и в радости», принявшего участие в конкурсе нескольких крупных кинофестивалей. Кроме того, в программе будут представлены экранизация психологической драмы шведского писателя Пера Улова Энквиста «Час рыси» (2013) и комедийная драма «Рыба-солнце» (2014).     

Вокальный диапазон Мортена Харкета охватывает пять октав 059_expert_17_4.jpg Фото: ИТАР-ТАСС
Вокальный диапазон Мортена Харкета охватывает пять октав
Фото: ИТАР-ТАСС

Брат

Бывший вокалист норвежской группы A-HA 54-летний Мортен Харкет выпустил шестой сольный альбом  — Brother. По словам музыканта, на заглавную песню его вдохновила книга «Радикал», которую написал Маджид Наваз — бывший член исламистской революционной группы, а ныне директор британского антиэкстремистского центра. В ней он рассказывает, как, будучи мусульманином от рождения, перенимал западные ценности.

Узнав о песне, Наваз, обращаясь к Мортену Харкету, написал в своем твиттере: «Ты оказал мне большую честь, брат мой». В работе над Brother принимали участие норвежский поэт и постоянный соавтор Харкета Оле Мортен и шведский продюсер Питер Квинт, с которым музыкант уже работал над альбомом двухлетней давности Out of My Hands.

Харкет сосредоточился на сольной карьере, после того как группа A-HA окончательно распалась в конце 2010 года.