Бизнес из тумана

Антон Маслаков
26 мая 2014, 00:00

Дайте совет: что, по-вашему, нужно, чтобы выйти на рынок? - Не рассчитывать на помощь и работать над собой

Это очень трудная задача — создать комфортные условия в открытом пространстве. Даже в безоблачный летний день температура постепенно меняется, и легкий ветер способен разрушить создаваемый микроклимат. В то же время запросы потребителя услуг постоянно растут: если 20 лет назад кафе не предполагало прохлады в зной, то сегодня сложно представить себе подобное заведение, работающее в летнее время без кондиционера. А ведь летняя площадка рядом с помещением, в котором находится ресторан, — это очень важное в смысле прибыли место, особенно для южных городов. И обеспечение комфорта в открытой зоне даст значительные преимущества тому, кто первым сможет предложить это своему клиенту.

Примерно так рассуждал предприниматель Юрий Горбов, начиная свой бизнес. Но сегодня представления основателя таганрогского предприятия, занимающегося проектированием и продажей систем туманообразования, о возможностях выбранной технологии значительно расширились. Поддержание заданной влажности, пылеподавление, устранение запахов на промышленных объектах, создание зон комфорта на производстве, борьба с насекомыми, создание визуальных эффектов с помощью тумана — таков неполный список решений, реализованных предпринимателем из Таганрога. Спрос на продукцию постоянно растет, а технологии оказываются востребованы во все новых, порой самых неожиданных, сферах.

Технология

Первые подобные проекты, появившиеся в мире около 20 лет назад, были основаны на технологиях, которые НАСА использовало для космической отрасли. В быту первые дорогостоящие прототипы были применены в Саудовской Аравии. Принцип действия технологии заключается в распылении водяных частиц размером около трех микронов (для сравнения: толщина человеческого волоса в десятки раз больше) с помощью специальных форсунок под высоким давлением. Технология, предполагающая бесконденсатное распыление, требует давления в 70–100 бар. При таком размере частицы воды уже на расстоянии метра от распылителя не конденсируются на поверхностях — не возникает ощущения, что на вас чем-то брызгают, — а повышают общую влажность.

Общая схема понятна: двигатель, насос, нейлоновые трубки для подачи воды, фитинги (соединительные узлы) и собственно форсунки для распыления. В схему можно вводить дополнительные элементы, что значительно расширяет ее возможности и круг решаемых задач.

В зависимости от запросов клиента Юрий Горбов использует одну из двух систем. Основным решением является система высокого давления, которая предполагает использование давления в 100 бар и дает полное испарение воды (стоимость — от 60 тыс. рублей), а система низкого давления (7 бар) может применяться для поддержания температурного баланса и баланса влажности в теплицах, грибницах или для бытовых нужд (от 9,5 тыс. рублей). С этими двумя вариантами одной технологии Юрий и вышел на рынок в 2008 году.

Начало

Радиотехник по образованию, Юрий Горбов лет десять был владельцем международного брачного агентства. О технологии туманообразования он узнал в 2005 году от одного из своих клиентов из Америки. Идея, которая была неизвестна в России и только начинала работать на заокеанском рынке, заинтересовала предпринимателя, так что в 2007 году, когда брачное агентство перестало приносить необходимую Юрию прибыль, он понял, что настал момент заняться чем-то новым. Благодаря техническому образованию организатор предприятия сумел верно оценить возможности технологии, обратился к коллегам из Штатов, прошел обучение и закупил первое оборудование американской компании FogCo, сотрудничающей с НАСА.

Проблема, с которой столкнулся Юрий на начальном этапе, до сих пор остается актуальной для его бизнеса. По словам предпринимателя, людей в большинстве случаев не убеждают ни фото-, ни видеоматериалы, ни заключения экспертов и описания технологий: потенциальные клиенты, как правило, ничего не знают о возможных решениях, которые предлагают технологии туманообразования. И, только испытав на собственном опыте эффект, начинают доверять технологиям.

Первый шаг по продвижению продукта Юрий Горбов сделал, объехав несколько ресторанов с предложением оборудовать своей системой открытые площадки. «Меня выручило то, что хозяева этих ресторанов уже бывали за границей и видели нечто подобное», — говорит Юрий. Один из рестораторов заинтересовался предложением, и реализация первого же проекта позволила организатору бизнеса сразу выйти в прибыль и рассчитаться с банком, выдавшим кредит.

Рост

Испытав работу технологии на одной из своих точек, первый заказчик купил пять систем. Затем и другие владельцы ресторанного бизнеса осознали, какое конкурентное преимущество дает подобное решение, и Юрий Горбов стал получать новые заказы. Аналогично развивается ситуация и в других сферах, где используются технологии туманообразования. Например, сначала для поддержания товарного вида морепродуктов решение было применено в супермаркете «О’кей» в Ставрополе, а затем еще в восьми торговых центрах этой сети.

На первых порах Юрию Горбову иногда не хватало оборотных средств для реализации крупных проектов — приходилось брать краткосрочные кредиты. Развитие бизнеса шло в течение пяти лет по нарастающей, показатели чистой прибыли в отдельные годы удваивались и даже утраивались, а география и спектр применения решений постоянно расширялись. «Мы реализовывали проекты от Калининграда до Сахалина», — говорит таганрогский предприниматель. Для поддержки бизнеса был создан сайт «Системы туманообразования», началась работа с дилерской сетью, так что основатель бизнеса ожидает сохранения темпов роста.

 032_expert_22_2.jpg

Технические решения

Система туманообразования требует тонкой настройки в зависимости от особенностей местности, климата или помещения, в котором она будет работать. К счастью, гибкость системы позволяет производить корректировку на месте. «Прежде чем сдать систему, мы наблюдаем за ней сутки-двое. В течение первой недели проводим корректировку работы оборудования в случае необходимости», — говорит Юрий. Это обстоятельство, а также сжатые сроки реализации проектов являются, на его взгляд, главным конкурентным преимуществом технологии.

Большая часть деталей систем, предлагаемых Юрием Горбовым, — российского происхождения, что снижает стоимость продукта. Однако такое решение предприниматель принял не с целью экономии средств, а для оптимизации процесса и повышения надежности. Переход на промышленные двигатели российских производителей произошел после поломки импортного блока — на шестом часу работы. Так родилась идея самостоятельной сборки блока с использованием отдельных отечественных компонентов и силами сотрудников предприятия Горбова.

В перспективе возможен переход на основные детали российского производства, но пока они закупаются за рубежом. «Наши заводы предлагают сделать заказ на 50 тысяч форсунок, а у меня оборот в лето только две тысячи. Это мне просто невыгодно», — объясняет предприниматель.

Пределы возможностей

Технической стороне производства Юрий Горбов уделяет особое внимание. Например, он самостоятельно модернизировал систему регулирования туманообразования, введя в нее контроллеры, позволяющие автоматически анализировать температуру и регулировать работу системы. Спектр применения технологии постоянно расширяется, за счет этого происходит и диверсификация бизнеса. Одно из последних решений на основе предложения Юрия создал для своих нужд Саратовский институт стекла: технология используется при смачивании валиков для устранения царапин от пыли на стекле. Кроме того, промышленные предприятия используют системы туманообразования для улучшения условий труда. «Мы реализовали проект на заводе “Агрисовгаз”, — рассказывает Горбов. — Температура в цехе по прокату алюминия летом поднимается до 40 градусов, но мы сумели создать локальные зоны комфорта на шести рабочих местах». Впрочем, основную массу заказов по-прежнему формируют рестораны, кафе и бары.

Калькулятор

Юрий Горбов работает с тремя основными работниками, которые производят сборку оборудования. Оплата сдельная — поток заказов до сих пор не так высок, чтобы предприниматель мог позволить себе постоянных сотрудников. Летом, когда приходит наибольшее количество заказов, Юрий нанимает профессионалов для монтажа систем. Также предприниматель оплачивает работу аудиторской фирмы, которая осуществляет контроль оплаты налогов и занимается ведением необходимой финансовой документации. В 2013 году оборот предприятия составил около 6 млн рублей, годовая прибыль — около 2 млн рублей.

Резюме

Способность современных технологий создавать под себя сегменты рынка, рождая спрос, — залог успеха основанного на них бизнеса. Консерватизм в таких сферах всегда отступает под давлением требований комфорта и выгоды. Стремление приблизить продукт к покупателю и сделать технологии доступными помогло предпринимателю Юрию Горбову войти на рынок, а использование отечественных компонентов значительно снижает зависимость бизнес-проекта от сторонних факторов и позитивно сказывается на стоимости конечного продукта.