Новости культуры

23 июня 2014, 00:00

Так, по версии театра Sarruga, выглядит механический богомол 062_expert_26_1.jpg Фото: Art Ovrag
Так, по версии театра Sarruga, выглядит механический богомол
Фото: Art Ovrag

Шоу насекомых для металлургов

В Выксе, городе металлургов, прошел фестиваль новой городской культуры Art Ovrag. Его куратором выступил известный московский архитектор Олег Шапиро (бюро Wowhaus). Главным событием стало шоу гигантских механических насекомых от испанского уличного театра Sarruga. За три дня в рамках фестиваля прошло более 50 акций, включая танцевальные батлы, школу диджеев, мастер-классы по кулинарии и прочее.

В этом году фестиваль ушел от формата «Столичные деятели искусств — жителям периферии». Art Ovrag максимально сконцентрировался на вовлечении местных жителей в творчество через мастер-классы, а также на изменении городской среды. В городе появились арт-объекты «Выксунь вверх!» от архитектурного дуэта Савинкин—Кузмин и «Про.Елка» от Петра Виноградова, благоустроены с участием жителей два жилых двора.

Редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова представляет десятку самых дорогих русских художников в Cabinet Lounge 062_expert_26_2.jpg Фото: Cabinet Lounge
Редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова представляет десятку самых дорогих русских художников в Cabinet Lounge
Фото: Cabinet Lounge

Русское. Дорого

The Art Newspaper Russia составила первый за всю историю изобразительного искусства рейтинг самых дорогих ныне живущих русских художников. Первое место в нем занял один из отцов-основателей московского концептуализма Илья Кабаков. Его самая дорогая работа «Жук» (1982) продана за 2 932 500 фунтов стерлингов. Второе место у Эрика Булатова. Самую большую сумму он получил за произведение под названием «Слава КПСС» (1975) — 1 084 500 фунтов стерлингов. На третьем — дуэт создателей соц-арта Виталия Комара и Александра Меламида. Их картина «Встреча Солженицына и Бёлля на даче у Ростроповича» (1972) обошлась покупателю в 627 250 фунтов. Места с четвертого по десятое занимают Семен Файбисович, Григорий Брускин, Олег Целков, Оскар Рабин, Зураб Церетели, Виктор Пивоваров, Александр Меламид (на этот раз без своего постоянного соавтора Комара).

На Платформе представление Three voices исполнят Ольга Власова, АлександраМихеева и Надия Зелянкова 062_expert_26_3.jpg Фото: Платформа
На Платформе представление Three voices исполнят Ольга Власова, АлександраМихеева и Надия Зелянкова
Фото: Платформа

Голоса из-под земли

На Платформе (Центр современных искусств «Винзавод») 26 июня состоится мрачное аудиовизуальное представление Three voices. Оно основано на музыке американского композитора-минималиста Мортона Фельдмана, ближайшего соратника Джона Кейджа, написанной им в период, когда он тяжело переживал смерть двух близких друзей. Один из голосов Фельдман ассоциирует с самим собой, а два других — с умершими друзьями. Это произведение было записано лишь однажды французским вокальным коллективом Accroche Note Ensemble. Медиахудожник Антон Яхонтов обещает поместить посетителей представления в пульсирующую рисованную комнату в стиле видеохудожника Кена Джейкобса.

Мортон Фельдман считается представителем абстрактного экспрессионизма (в изобразительном искусстве к нему относятся Джексон Поллок и Марк Ротко). Его родители в начале прошлого века эмигрировали в Америку из Российской Империи.

Никита Михалков возглавляет ММКФ уже 15 лет 062_expert_26_4.jpg Фото: ММКФ
Никита Михалков возглавляет ММКФ уже 15 лет
Фото: ММКФ

Фестивальная эйфория

В эти дни одновременно с основным конкурсом на Московском международном кинофестивале проходит конкурс документальных фильмов. За статуэтку «Серебряного Георгия» соперничают восемь картин. Председатель жюри — британский кинорежиссер Шон Макаллистер. Еще пятнадцать документальных фильмов демонстрируется в рамках программы «Свободная мысль». С 2006 года она включает в себя лучшие картины — победители кинофестивалей, лауреатов кинематографических премий и лидеров проката. Ключевым событием в этом году должен стать показ новой картины режиссера Годфри Реджио, которую он обещает представить лично.

В ходе фестиваля также будут показаны фильмы в рамках программ «Восемь с половиной» (фильмы, отобранные Петром Шепотинником), «Божественная эйфория» (представляет кино на духовные темы), «Европа плюс Европа» (кино о новых европейских реалиях) и других.

Питер Пауль Рубенс. Марс и Рея Сильвия. Около 1616–1617 063_expert_26_1.jpg Лихтенштейн. Княжеские коллекции, Вадуц—Вена
Питер Пауль Рубенс. Марс и Рея Сильвия. Около 1616–1617
Лихтенштейн. Княжеские коллекции, Вадуц—Вена

Рубенс и другие фламандцы

В Пушкинском музее — одна из самых грандиозных выставок старых мастеров, когда-либо приезжавших к нам на гастроли. «Рубенс, Ван Дейк, Йорданс…» представляет шедевры фламандской живописи из коллекции князей Лихтенштейна. Весь Белый зал отдали Рубенсу — среди 19 полотен есть и портреты (среди них — главная жемчужина выставки «Портрет Клары Серены Рубенс, дочери художника»), и масштабные полотна на мифологические сюжеты, и небольшие этюдные зарисовки. На галереях экспозицию продолжают десять полотен Ван Дейка, работы Йорданса и Снейдерса, пара Брейгелей и работы менее известных художников. Начало коллекции было положено еще в XVII веке, но пополняется она до сих пор. При этом, по словам директора коллекции Йоханнеса Крефтнера, главный принцип выбора — безупречное качество, а не громкие имена.       

Питер Пауль Рубенс. Марс и Рея Сильвия. Около 1616–1617 063_expert_26_1.jpg Лихтенштейн. Княжеские коллекции, Вадуц—Вена
Питер Пауль Рубенс. Марс и Рея Сильвия. Около 1616–1617
Лихтенштейн. Княжеские коллекции, Вадуц—Вена

Молодые и таинственные

В Музее современного искусства на Гоголевском бульваре открылась выставка «Детектив»: устроители решили посмотреть на молодое современное искусство через призму популярного литературного жанра. Ядро выставки составляют работы художников, появившихся на отечественной арт-сцене в последние пять-семь лет. Рядом для сравнения помещены произведения сложившихся мэтров вроде группы AES+F и кубофутуристов начала прошлого века, например Любови Поповой. Все работы молодых на выставке — либо улики, либо алиби, все зависит от точки зрения и обстоятельств (как и в настоящем детективе). Все художники так или иначе «играют» с персонажами, как любили концептуалисты 1970-х. Получилось в целом занятно, хотя немного надуманно.     

Для одного из старейших британских аукционных домов 2013-й был удачным годом — самое время выгодно продать актив 063_expert_26_3.jpg Фото: ИТАР-ТАСС
Для одного из старейших британских аукционных домов 2013-й был удачным годом — самое время выгодно продать актив
Фото: ИТАР-ТАСС

Купите — не пожалеете

Один из старейших британских аукционных домов Bonhams может быть выставлен на продажу, сообщает The Financial Times, опираясь на собственные источники. (Никаких публичных заявлений от владельцев дома пока не поступало.)

Bonhams был основан в 1793 году и стал третьим по счету британским домом после Christie’s и Sotheby’s. Сегодня его основные акционеры — бывший автогонщик Роберт Брукс (благодаря ему Bonhams успешно развивает направление ретроавтомобилей) и голландский коллекционер Эверт Лоуман. Хотя прошлый год был одним из самых удачных в истории дома, до уровня продаж и рекордов главных конкурентов ему еще далеко. По оценкам The Financial Times, цена Bonhams может составить несколько сотен миллионов фунтов.       

Краснодарский арт-дуэт Recycle хоть и молодой, но титулованный, участвовал вомногих биеннале от Москвы до Венеции. «Ключи от рая». 2014 063_expert_26_4.jpg Предоставлено авторами и галереей «Триумф» (Москва)
Краснодарский арт-дуэт Recycle хоть и молодой, но титулованный, участвовал вомногих биеннале от Москвы до Венеции. «Ключи от рая». 2014
Предоставлено авторами и галереей «Триумф» (Москва)

Мораль и этика в изобразительном искусстве

26 июня открывается IV Московская международная биеннале молодого искусства — смотр, рассчитанный на художников до 35 лет. По размаху она мало чем уступает «взрослой» биеннале — задействованы многие московские музеи и галереи. Основной площадкой в этот раз станет Музей Москвы. Здесь расположится выставка, собранная британским писателем и куратором Дэвидом Эллиоттом. Экспозиция называется «Время мечтать» и должна утвердить веру в торжество этики и морали (что далеко не всегда коррелируется с молодым актуальным искусством). В выставке принимают участие 83 художника из тридцати с лишним стран. Важными площадками станут ГЦСИ и ММОМА — там развернутся выставки, посвященные искусству Восточной Европы, Таиланда, Азербайджана и Великобритании.