Выезд из кризиса

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
13 октября 2014, 00:00

Более пятидесяти разноплановых мировых премьер было представлено на Парижском автосалоне. Участников окрыляет устойчивый рост продаж новых автомобилей в Европе — он наблюдается впервые за последние шесть лет

Российская тема громко звучала на Парижском автосалоне: Россия остается вторым по величине рынком Европы и большую тревогу вызывает его серь-езное падение

«Свет в конце тоннеля» — такими словами участники Парижского автосалона характеризовали нынешнюю ситуацию на европейском автомобильном рынке. Затяжное сокращение продаж новых автомобилей наблюдалось в Европе еще с 2008 года. Авторынок здесь упал с 15,7 млн единиц в 2008 году до 12 млн в 2013-м. И впервые за последние шесть лет в Старом Свете наконец-то начался устойчивый подъем: продажи новых машин в европейских странах растут 12 месяцев подряд. В частности, за первые 8 месяцев текущего года в среднем они увеличились на 6% (до 8,6 млн единиц). При этом рост демонстрируют почти все европейские рынки, в том числе самые значимые: Германия (+3%), Великобритания (+10%), Франция (+2%), Италия (+4%), Испания (+16%). А в некоторых странах в текущем году подъем и вовсе очень внушителен: например, в Португалии, Ирландии, Исландии продажи выросли на 30 и более процентов (см. график).

На европейский автомобильный рынок оказывает влияние общее состояния экономики еврозоны. Как известно, сейчас она не демонстрирует явного роста, однако здесь не наблюдается и выраженной отрицательной динамики развития. Последние месяцы наблюдатели говорят о стабилизации экономических показателей, и это благотворно влияет на продажи автомобилей: потребители начали чувствовать уверенность и охотнее решаются на такую значимую покупку, как автомобиль. Кроме того, любопытная ситуация складывается в южноевропейских странах, где в последние годы продажи упали в некоторых случаях на 50–70% по сравнению с докризисными временами: рынок там, достигнув дна, теперь демонстрирует бурное восстановление.

Из трех с лишним десятков европейских стран продажи в этом году снизились всего на пяти рынках. Это Бельгия, Швейцария, Австрия, Нидерланды, где сокращение продаж можно назвать незначительным — всего от 1 до 5%. Ну и самое значительное падение продаж автомобилей сейчас наблюдается в России: в августе и сентябре соответственно на 25 и 20%; за 9 месяцев текущего года продажи сократились на 13%. А между тем российский автомобильный рынок даже в условиях падения все еще второй по значимости в Европе: он уступает по объемам только германскому.

C новым Volvo XC90, который стоит в полтора раза больше, чем модель пре-дыдущего поколения, шведская марка будет пытаться выходить в класс пре-миум 79.jpg
C новым Volvo XC90, который стоит в полтора раза больше, чем модель пре-дыдущего поколения, шведская марка будет пытаться выходить в класс пре-миум

Поэтому тема спада на российском автомобильном рынке была особенно актуальна на Парижском автосалоне. «Россия портит оптимистический настрой участников автосалона»; «Российский автомобильный рынок падает из-за санкций и ослабления экономики» — с такими заголовками выходили статьи в местной и международной прессе. Представители мировых автогигантов признают, что падение российского рынка уже начало отрицательно сказываться на их деятельности. Пожалуй, самое громкое заявление сделала компания Ford, которая понизила свой прогноз дохода в текущем году с 7–8 млрд долларов до 6–7 млрд. И основной причиной этого понижения Ford назвал именно плохую ситуацию в России, где у компании три производственные площадки.

Однако ведущие автопроизводители выразили уверенность, что сокращение российского авторынка — явления временное. «Российский рынок восстановится. Нужно смотреть на долгосрочную перспективу, — заявил в Париже журналистам глава крупнейшего автомобильного концерна Volkswagen Мартин Винтеркорн. — Да, мы временно сократили производство в России, но именно временно. Я в этом уверен».

 

Заезд кроссоверов

Несмотря на российские проблемы, участники парижской выставки все же выглядели вдохновленными позитивной динамикой в других европейских странах. «Нынешний рост может привести к устойчивому подъему всего европейского рынка. Мы на это возлагаем большие надежды, правда, пока с осторожностью», — отметила в интервью «Эксперту» генеральный директор компании Citroen Линда Джексон.

В общей сложности участники Парижского автосалона представили более 50 мировых премьер. По сути, на выставке они продемонстрировали, какими путями мировой автопром собирается выезжать из европейского кризиса. И пути эти во многом будут нестандартные.

Концепт Infiniti Q80 Inspiration должен воплотиться в большой премиальный седан 81.jpg Фото: Алексея Грамматчикова
Концепт Infiniti Q80 Inspiration должен воплотиться в большой премиальный седан
Фото: Алексея Грамматчикова

Обычно на европейских автомобильных выставках тон задают маленькие машинки — в тесной Европе спросом пользуются прежде всего компактные транспортные средства. Однако на нынешнем салоне автопроизводители продемонстрировали активность в самых разных рыночных нишах.

В частности, необычно много было премьер в классе кроссоверов, которые в Европе, так же как и в России, становятся все популярнее. Например, шведская марка Volvo свое глобальное обновление начала именно с самого большого кроссовера: в Париже шведы представили давно ожидавшийся новый ХС90. Машина эта, которая пользуется хорошим потребительским вниманием, в том числе и в России, не обновлялась ни много ни мало 13 лет. Столь длительную задержку представители шведского концерна объясняют сложным периодом, когда Volvo переходила от прежнего собственника — компании Ford — к китайской Geely (см. «Свет в конце тоннеля»). Представленный ХС90 построен на новой платформе SPA, которая станет основной для других моделей Volvo — шведы планируют их обновить в течение ближайших четырех лет. Одновременно Volvo прямым текстом говорит о том, что с выводом нового ХС90 марка метит в класс «премиум». Это стремление подтверждают и уже объявленные цены на новую машину, которая подорожала минимум в полтора раза — в России XC90 предлагается за 2,8–3,9 млн рублей, то есть в ценовой группе, где шведскому производителю противостоят многие премиальные бренды.

Новая Mazda MX-5 построена на новой платформе, благодаря которой стала легче на 100 кг 82.jpg Фото: Алексея Грамматчикова
Новая Mazda MX-5 построена на новой платформе, благодаря которой стала легче на 100 кг
Фото: Алексея Грамматчикова

Атаковать европейский рынок со стороны класса кроссоверов намерены и азиатские автопроизводители. Например, Kia представила свой самый большой внедорожник Sorento, японская Suzuki начинает продажи обновленной Vitara, которая теперь нацелена на конкуренцию с такими популярными в Европе кроссоверами, как Renault Captur, Opel Mokka, Nissan Juke. Другой японский производитель, Mitsubishi, выкатил новый кроссовер Outlander (он пока представлен в статусе концепта). Свою линейку кроссоверов собирается обновлять Honda, представившая новый концепт модели CR-V, но главное — Honda планирует возрождать свою прославленную модель HR-V, которая, по сути, обогнала время, появившись на рынке еще в 1999 году.

Новый компактный внедорожник планирует к выпуску и марка Land Rover — на выставке английская марка показала новый Discovery Sport, который будет продолжать серию моделей Freelander. А BMW наконец представила обновленный кроссовер Х6.

 

Время альянсов

Хозяева смотра — французские автопроизводители также постарались выступить в необычном для европейского авторынка амплуа. Например, Renault рассчитывает на успех больших мини-вэнов, выставив в Париже новый Espace, который за счет увеличенного дорожного просвета приобрел некоторые свойства кроссовера.

Европейцы продолжат покупать и большие семейные машины D-класса — декларировали на стенде Volkswagen, где главной премьерой стал новый Passat, который теперь будет предлагаться и с гибридным мотором (версия GTE), на котором на одной подзарядке можно проехать 50 км.

Land Rover Discovery Sport заменит в модельном ряду Freelander 83.jpg Фото: Алексея Грамматчикова
Land Rover Discovery Sport заменит в модельном ряду Freelander
Фото: Алексея Грамматчикова

Кстати, подключаемый гибрид становится все популярнее. Если первые гибридные машины подзаряжали батареи исключительно от двигателя внутреннего сгорания, то теперь производители стараются дать владельцу возможность подзаряжаться еще и от электросети.

Продолжая тему моторов, можно отметить, что нынешняя парижская выставка ознаменовалась продолжением сотрудничества автомобильных гигантов, которые в условиях глобализации предпочитают обмениваться новыми технологиями и продуктами, прежде всего в области двигателестроения. Например, новый В-класс от Mercedes-Benz теперь будет в некоторых комплектациях оснащаться двигателями Renault. Было заявлено, что дизельные моторы Renault будут и на новых Mercedes-Benz С-класса, а премиальное подразделение Nissan, Infinity, получит девятиступенчатую автоматическую коробку от Daimler. Кроме того, с целью сокращения расходов на разработку новых машин концерны совместно создадут две утилитарные платформы, которые позволят произвести каждой из компаний по 3 млн легковых автомобилей.

Концепт Toyota C-HR: ведущий японский производитель нацелился на новые компактные внедорожники 85.jpg Фото: Алексея Грамматчикова
Концепт Toyota C-HR: ведущий японский производитель нацелился на новые компактные внедорожники
Фото: Алексея Грамматчикова

Что же касается традиционно популярных в Европе компактных машин, то и их было достаточно на Парижском автосалоне. Среди новинок компакт-класса можно выделить, например, новую Skoda Fabia и Hyundai i20. Впрочем, будущее этих моделей в нашей стране туманно, так как у данных моделей на российском рынке уже есть аналоги местного производства — Skoda Rapid и Hyundai Solaris. Такая же история с новинкой от Nissan — новой моделью размерного С-класса Pulsar. В Россию ее поставлять не планируется, так как в Ижевске выпускается модель аналогичного класса — Nissan Sentra. А вот показанная в Париже новая компактная Opel Corsa нацелена в том числе и на Россию — представители компании даже говорят о планах начала сборки этой модели на одном из российских заводов GM.

 

Топливо из воздуха

Уверенность в будущем европейского авторынка участники выставки демонстрировали также с помощью новых концепт-каров, которых в этом году было немало. Например, марка Infiniti заявила о намерении пробиваться в верхний сегмент седанов премиум-класса, представив оригинальный концепт Q80 Inspiration. Смелые дизайнерские решения продемонстрировала компания Toyota в своем концепте С-HR, ожидается, что некоторые идеи этой модели будут воплощены в новые компактные кроссоверы японского бренда.

Jaguar XE — новый самый маленький седан английской марки 86.jpg Фото: Алексея Грамматчикова
Jaguar XE — новый самый маленький седан английской марки
Фото: Алексея Грамматчикова

В области суперкаров одну из самых громких премьер устроила марка Lamborghini. Ее новинка Asterion отражает главную тенденцию в области создания сверхбыстрых серийных автомобилей — использование гибридного двигателя. В конструкции Asterion применено аж три мотора — один двигатель внутреннего сгорания (на заднюю ось) и два электромотора (на переднюю), которые в совокупности дают умопомрачительные 910 л. с.

Nissan Pulsar — атака японской марки на европейский «гольф-класс», однако в Россию модель поставляться не будет 87.jpg Фото: Алексея Грамматчикова
Nissan Pulsar — атака японской марки на европейский «гольф-класс», однако в Россию модель поставляться не будет
Фото: Алексея Грамматчикова

Французские компании в своих концепт-карах помимо прочего предложили оригинальные материалы для отделки автомобиля. Так, на стенде Citroen публика восторженно смотрела на концепт-кар Divine DS, отделанный местами кристаллами Swarovski. А в интерьере концепта Peugeot Quartz использован в качестве отделки особый вид текстиля, который изготавливается из полиэфирного волокна, получаемого путем вторичной переработки пластика. Более буднично выглядел другой концепт марки — Peugeot 208 HYbrid Air 2L, однако при ближайшем рассмотрении его конструкция удивляла не меньше, чем переливающиеся кристаллы: машина эта приводится в действие при участии сжатого воздуха, который закачивается помпой в специальный баллон. Такое решение позволяет серьезно экономить традиционное топливо; производители утверждают, что некоторое расстояние при определенных условиях автомобиль даже может двигаться исключительно на сжатом воздухе.